Глава 5. Русский астроном и «творческие паузы» у участников аферы.

Прежде чем рассмотреть последний этап полета автора дневников, уделим немного времени его пребыванию в совместной зоне Западного Берлина, где он встретил советского астрофизика. Естественно, что готовясь провернуть аферу против СССР, встреча с советским ученым была явно некстати для автора дневников, что отразилось в тексте романа:

О, черт! Тут появился человек, которого я не хочу видеть… Позвоню с Луны, если смогу. До свидания! Флойд попытался, пригнувшись, выскользнуть из будки, но было уже поздно: через выход из советского сектора прямиком к нему направлялся член Академии наук СССР доктор Дмитрий Мойсевич. Дмитрий был одним из лучших друзей Флойда, но именно поэтому Флойд меньше, чем с кем-либо другим, хотел столкнуться с ним здесь и в данную минуту.

Кем же был этот «доктор Дмитрий Мойсевич»?

Вот какую характеристику дает ему Кларк:

Русский астроном был высок, строен и светловолос, с лицом без единой морщинки — ему никак нельзя было дать пятидесяти пяти лет, тем более что последние десять лет он провел на строительстве гигантской радиообсерватории на обратной стороне Луны, где трехтысячекилометровая толща скальных пород защищала от электронного беспутства Земли.

Под это описание, очень хорошо, подходит известный советский астроном, астрофизик, член-корреспондент АН СССР (1966), лауреат Ленинской премии (1960, за концепцию искусственной кометы), основатель школы современной астрофизики  — отдела радиоастрономии Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга (ГАИШ) Московского университета и отдела астрофизики Института космических исследований АН СССР (ныне Астрокосмический центр ФИАН) Шкловский Иосиф Самуилович.

Единственная проблема — он немного не подходит по возрасту под описание Кларка, который указывает, что на момент лунной аферы русский астроном выглядел моложе 55 лет. Хотя нам и неизвестно точное время начала подготовки аферы, мы можем попытаться определить ее примерные временные рамки.

Для этого вспомним, что только через 43 дня после полета Юрия Алексеевича Гагарина, 25 мая 1961 года, Кеннеди, выступая перед Конгрессом, поставил задачу — к концу десятилетия отправить человека на Луну. А «Аполлон-11″ стартовал к Луне 16 июля 1969 года в 13 часов 32 минуты по Гринвичу. Таким образом, временные рамки начала аферы ограничены периодом между 1962 и 1968 годами. Следовательно, «доктор Дмитрий Мойсевич» должен был родиться в период между 1907 и 1913 годами. Между тем, Шкловский родился немного позже — 18 июня (1 июля) 1916 года.

Разница, в общем-то, небольшая и ее вполне можно списать на то, что Кларк слегка увеличил возраст Шкловского, чтобы отвести от него подозрения, как спецслужб Советского Союза, так и самого Шкловского, который мог узнать себя и догадаться о чем рассказывается в романе Кларка. Возможно, именно с этим связано уточнение Кларка о том, что «ему никак нельзя было дать пятидесяти пяти лет». Читатель обычно воспринимает данную фразу, как указание на то, что астроному было именно 55 лет, а, между тем, автор дневников мог, просто не знать, сколько Шкловскому лет на самом деле, а потому указал, что он выглядел моложе 55 лет, что полность соответствует действительности!

Кандидатура Шкловского позволяет сузить временной диапазон начала подготовки лунной аферы до двух лет, поскольку до 1966 года Шкловского лишали возможности выехать за границу на конференции ассамблеи Международного астрономического союза (МАС) в США (1961) и ФРГ (1964). И только в 1966-68 годах он выезжал за границу — на Конгресс по релятивистской астрофизике (Нью-Йорк, 1966) и симпозиум по релятивистской астрофизике в январе 1967 (США). После событий 1968-го года выезл за границу ему опять был запрещен, и он снова стал «невыездным».

Именно во время двух этих поездок в США Шкловский и автор дневников афериста могли столкнуться во время пересадки в Западном Берлине, когда они путешествовали на встречных курсах.

На период 1966-67 годы приходится и время «исчезновения» Кларка из общественного поля зрения. Вот список его произведений на период с 1951 по 1975 годы с указанием даты публикации:

  • Прелюдияккосмосу (Prelude to Space, 1951)
  • ПескиМарса (Sands of Mars, 1951)
  • Островавнебе (Islands in the Sky, 1952)
  • Конец детства (Childhood’s End, 1953)
  • Земной свет (Earthlight, 1955)
  • Городизвёзды (The City and the Stars, 1956)
  • Большая глубина (The Deep Range, 1957)
  • Луннаяпыль (A Fall of Moondust, 1961)
  • Остров дельфинов (Dolphin Island, 1963)
  • 2001: Космическая Одиссея (2001: A Space Odyssey, 1968)
  • Земная Империя (Imperial Earth, 1975)

Как видим, в период с 1963 по 1975 годы он написал всего одно произведение – роман «2001: Космическая Одиссея». Поскольку этот роман написан по дневникам афериста, сама афера могла готовиться в период между 1964 и 1967 годами, что прекрасно согласуется со временем командировки Шкловского в Америку.

Еще один примечательный факт в биографии Кларка то, что он был автором романа «Лунная пыль», вышедшего в печать в 1961 году. Это объясняет, почему выбор сценариста лунной аферы выпал именно на Кларка – он как никто другой из писателей фантастов был знаком с лунной тематикой, а, следовательно, мог разработать наиболее реалистичный сценарий «высадки американцев на Луну.

Не менее интересна и биография еще одного участника лунной аферы, режиссера, снявшего этот сериал — Стенли Кубрика, у которого конец 60-х годов отмечен, аналогичным кларковскому, «творческим перерывом». Вот список фильмов снятых Кубриком до 1971 года:

  • 1951 док     День схватки
  • 1951 док     Летящий падре
  • 1953 док     Моряки
  • 1953 х/ф      Страх и вожделение
  • 1955 х/ф      Поцелуй убийцы
  • 1956 х/ф      Убийство
  • 1957 х/ф      Тропы славы
  • 1960 х/ф      Спартак
  • 1962 х/ф      Лолита
  • 1964 х/ф      Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу
  • 1968 х/ф      Космическая одиссея 2001
  • 1971 х/ф      Заводной апельсин

Как видим, до 1964 года Кубрику на съемки одного фильма требовалось всего один-два года. Т.е. его следующий фильм после «Доктора Стрейнджлава» должен был выйти в 1966 году, но этого не произошло, поскольку Кубрику поручили съемки лунной  аферы и он вынужден был, в 1967-м году, отказаться от экранизации романа Теккерея — «Ярмарка тщеславия». Фильм «Космическая одиссея 2001» был, в значительной мере, смонтирован из того, что осталось от лунного сериала. По воспоминаниям очевидцев, Кубрик по сотне раз переснимал один и тот же дубль добиваясь полной реалистичности. Для обычного научно-фантастического фильма такая щепетильность излишня, а вот для съемок имитации высадки пиндосов на Луну в самый раз!

Ой! Не зря Кубрик получил Оскара именно за спецэффекты! И это с учетом того, что в художественный фильм «Космическая одиссея 2001» вошли лишь те дубли, которые Кубрик посчитал недостаточно реалистичными для представления в сериале «Аполлон»!

Исходя из этих фактов биографии Стэнли Кубрика получается, что начало лунной аферы это, опять-таки, 1966-1967 годы.

Достаточно большой промежуток между «Космической одиссеей 2001» и «Заводным апельсином» (этот фильм выдает подсознательные страхи перед западными спецслужбами, поскольку Кубрик прекрасно знал о десятках убийств тех, кто, либо не согласился учавствовать в лунной афере, либо не мог держать язык за зубами) говорит о том, что Кубрик снимал не только первую серию «Аполлона» но и ряд последующих.

Первый фильм из этой серии «Аполлон-11» был показан в июле 1969 года, т.е. через 2 с половиной после начала съемок (скорее всего, январь 1967 года). Из чего следует, что съемки последнего фильма серии  «Аполлон-17», показанный в декабре 1972 года, велись в 1969-1970 годах, т.е., как раз в промежутке между фильмами «Космическая одиссея 2001» и «Заводной апельсин».


<< НАЗАД
ВПЕРЕД >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>