1.9. Жизнь Моисея до его побега из Египта (окончание).

© Фисунов Владимир Александрович. 2003.

    Когда Фермуфис увидела в корзинке ребенка, то он ей так понравился, что она решила взять его с собой во дворец. И по «странному» стечению обстоятельств, в кормилицы к нему принцесса приставила его же собственную мать.

     Происхождение имени Моисей Иосиф Флавий объясняет именно обстоятельствами его спасения. Он пишет, что мол, поскольку, египтяне называли воду «МО», а спасенных — «ИСЕЙ», то спасенный из воды младенец получил соответствующее имя — Мо-Исей.

     Исходя из такого объяснения, можно сделать аналогичный вывод о том, что, имя «Иисус» обозначает, просто, «Спаситель». Это, может быть и вовсе не имя собственное, а характеристика человека, так же, как и имя «Христос», которое означает «Помазанник божий».

     Когда Моисей немного подрос, Фермуфис его настолько полюбила, что решила усыновить и со временем сделать своим наследником, поскольку она не могла иметь своих детей. А, как известно, египетская царица Нефрусебек была последней правительницей XII династии, т.е, по-видимому, она также была бездетной. Отец Фермуфис (надо полагать, Аменемхет III),  непонятно почему, обрадовался такому решению, и даже надел на голову Моисея свою диадему. И тут произошло событие, напомнившее всем пророчество о том, что «среди израильтян родится мальчик, который, если вырастет, то сокрушит могущество египтян и сделает евреев властным народом» — Моисей сорвал со своей головы царскую диадему, швырнул ее на землю и стал топтать ногами.

   Все пришли в ужас, а царский предсказатель стал умолять фараона убить ребенка, который должен был принести Египту столько несчастий. Фараон, на совести которого были десятки тысяч невинно загубленных детских жизней, на этот раз, когда ситуация была предельно ясна, проявил нерешительность, которая и спасла жизнь его будущему главному врагу. Фермуфис-Нефрусебек быстро убрала ребенка подальше от глаз фараона и в дальнейшем тщательно оберегала его.

   Время шло — Моисей вырос, и тут с Египтом случилась большая беда. Вторгшиеся в страну эфиопы похитили у египтян их имущество и угнали весь скот. И подобно тому, как северский князь Игорь предпринял совершенно неподготовленный поход на половцев, древние египтяне без должной подготовки бросились вслед за уходящими с богатой добычей эфиопами, но были наголову разбиты — одни из них пали в бою, другие бежали домой. Эфиопы, преследуя бегущее войско египтян, напали на пограничные области, которые не оказали им никакого сопротивления. После этого эфиопы осмелели настолько, что дошли не только до Мемфиса, но даже до самого побережья Средиземного моря, причем, ни один город не смог противостоять им.

   В полном отчаянии египтяне обратились за советом к оракулу, который немедленно провозгласил, что они должны призвать на помощь евреев. Подчиняясь воле оракула, фараон поставил, ненавистного ему еврея, Моисея главным начальником над всем египетским войском, забрав его у своей дочери.

   Приняв руководство египетской армией, Моисей решает отправить войска против эфиопов не морским путем по Красному морю, а сухопутным путем по его побережью. Иосиф Флавий подробно объясняет, что такое путешествие по суше было очень опасно из-за множества змей, которые не водятся нигде более и отличаются «силой, злокачественностью и безобразным видом», а некоторые и вовсе «обладают крыльями», и могут нападать на людей сверху. Честно говоря, при всей фантастичности описания этих змей, они очень сильно напоминают мезозойских динозавров. И поскольку они никоим образом не могли быть современниками Моисея, то за разъяснением этого вопроса нам придется обратиться к рассказу все того же отца истории Геродота, который подробно описывает кладбище «крылатых змей». Не исключено, что речь идет о том же самом месте, через которое более чем за тысячу лет до этого прошли древнеегипетские войска под руководством Моисея, поскольку оно располагается как раз на пути из Египта к побережью Красного моря:

   74. В Фиванской области есть священные змеи, отнюдь не “пагубные” для людей. Они маленькие, с двумя рогами на голове. Мертвых змей погребают в храме Зевса, так как они, по словам египтян, посвящены этому богу.

   75. Есть в Аравии местность, расположенная примерно около города Буто. Туда я ездил, чтобы разузнать о крылатых змеях . Прибыв на место, я увидел кости и хребты в несметном количестве. Целые кучи [змеиных] хребтов лежали там – большие, поменьше и совсем маленькие; их было очень много. Местность, где лежат кучи костей, имеет вот какой вид: это узкий проход, ведущий из горных теснин в обширную равнину. Равнина же эта примыкает к египетской равнине. Существует сказание, что с наступлением весны крылатые змеи летят из Аравии в Египет. Ибисы же летят им навстречу до этой теснины и, не пропуская змей, умерщвляют их. Поэтому то, по словам арабов; египтяне воздают такие великие почести ибису. И сами египтяне согласны, что именно поэтому они и почитают этих птиц. (Книга II Евтерпа).

   Описание Геродота прекрасно соответствует географии Древнего Египта (рис. 3.20) и описанию Флавия.

320

Рис. 3.20. «Теснина», ведущая на равнину с костями крылатых змей (фотография гугль-мап).

     Единственная странность заключается только в расположении древнеегипетского города Буто, «обнаруженного» Флиндерсом Питри в 1888 г. (на карте показан красным кружком), которое мягко говоря не очень-то вписывается в это описание (разве что, Геродот вкладывал очень уж широкий смысл в понятие «примерно около»), поскольку он расположен в западной части дельты Нила. Никаких горных теснин в этом месте, естественно, не наблюдается, да и путь из Аравии в Египет никак не может пролегать мимо города Буто. Что касается «теснины», то она имеет длину порядка 30 км, и расположена примерно в 130 км от города Буто на пути из Египта к Красному морю. По ней, по представлениям древних египтян, действительно, могли бы лететь  из Аравии через Синайский полуостров крылатые змеи. Поэтому палеонтологам, видимо, имеет смысл обследовать данную равнину на предмет наличия там огромного кладбища костей динозавров, вероятно занесенных в наше время песками.

   И для этого имеются достаточно серьезные основания. Дело в том, что треугольник Афар, который в Мезозое находился, как раз на экваторе (!) был одним из центров отгибания коры (см. книгу 2 «Как и когда образовалась Луна»). Одним из трех отогнутых вверх лепестков земной коры этого «бутона» был Аравийский полуостров, вторым -  Африканский рог и, наконец, третьим лепестком — западное побережье Красного моря. Именно с этого — третьего лепестка отогнутой вверх коры и могли скатываться к его подножию многочисленные кости мезозойских динозавров, результатом чего и явилось, образовавшееся у подножия лепестка, кладбище мезозойских динозавров. Когда же сила тяжести увеличилась до современного значения, края трех лепестков обрушились, образовав горные хребты по побережью Красного моря и Аденского залива, которые вместе с цепью африканских озер образовались между этими лепестками еще в период отгибания.

   И поскольку кладбище древних монстров находилось на пути из Египта в Эфиопию (по побережью Красного моря), то оно наводило ужас на путешествующих по этой местности. Что, собственно говоря, и породило многочисленные легенды о крылатых змеях. Не удивительно, что войска египтян испытывали панический страх и отказывались идти через равнину, усеянную гигантскими костями. И чтобы побороть этот страх Моисей использовал чисто психологическое оружие в виде птиц-ибисов. Для борьбы с призрачными чудовищами он велел приготовить плетеные коробки из тростника и наполнить их ибисами, которые, по его словам, должны были налетать на змей и пожирать их.

   Когда войска Моисея добрались до места, где, якобы, водятся гигантские змеи, которые судя по наличию  крыльев у разбросанных повсюду скелетов, могли еще и летать, он приказал выпустить из корзинок ибисов, чтобы оградить от, давно уже вымерших, монстров людей. Тем самым, ему удалось главное — побороть страх древних египтян перед не существующей опасностью.

   Застав эфиопов, которые никак не ожидали нападения с этой стороны, поскольку были убеждены в невозможности прохода египетского войска через «долину Чудовищ», врасплох, Моисей напал на них и легко разгромил. Занятие эфиопских городов сопровождалось ужаснейшей резней.

   Далее Иосиф Флавий пишет:

  «Наконец они» (эфиопы) «были оттиснуты в главный город Эфиопии Саву, который Камбиз впоследствии переименовал в честь своей родной сестры в Мерое, и подверглись здесь осаде. Это место было почти неприступно, так как с одной стороны его обтекал полукругом Нил, с другой же стороны — две другие реки, Астап и Аставор, своим течением отрезали наступающим доступ. Внутри же, на острове, находился самый город, окруженный крепкой стеной; и хотя реки служили ему достаточным оплотом против врагов, тут возвышались за стенами еще огромные искусственные валы, которые должны были служить более надежною защитою против напора воды при разливе и делали врагам взятие города крайне затруднительным, если бы им даже удалось переправиться через реки». 

«Иудейские древности» Книга 2. Гл. 10.2.

     Современный город Мерое располагается на реке Нил, правда, не в Эфиопии, а в Судане (тогдашней Нубии), на расстоянии почти 600 км от морского побережья, по которому пролегал маршрут похода древнеегипетского войска. В общем, это был достаточно большой крюк — Моисей-то жил в районе оазиса Файюм, т.е. ему сначала надо было спуститься в дельту Нила, затем пройти к Красному морю, совершить длительный переход по его побережью и, наконец, пройти от побережья 600 км до столицы Эфиопии. И все это только для того, чтобы обойти укрепления эфиопов и застать их врасплох. Как говорится — «нормальные герои всегда идут в обход. В обход идти понятно — не очень-то легко, не очень-то приятно и очень далеко…».

   Но Вернемся к рассказу Иосифа Флавия.

   Дочь эфиопского царя  Фарбис заочно влюбилась в Моисея и послала к нему своих слуг для переговоров о браке. На что, тот поставил главным условием такого брака сдачу столицы Эфиопии без боя. Фарбис приняла это условие, и вскоре Моисей вступил с ней в брак, после чего вернулся с триумфальной победой в Египет.

   И тут сразу же вспоминается, упомянутый в предыдущей главе, рассказ Геродота, об освобождении египтян от эфиопов! Не поход ли Моисея был первоосновой этого рассказа?

   Кстати, в самом Египте к триумфу Моисея отнеслись с большой опаской. Иосиф Флавий, даже утверждает, что удачно проведенная Моисеем военная кампания, вызвала у египтян к нему огромную ненависть и страх, что он закрепит свой успех в Эфиопии государственным переворотом в самом Египте. Царю, даже, советовали убить его, о чем он и сам часто подумывал, завидуя военным успехам Моисея и опасаясь свержения собственной власти.

   И данное утверждение не лишено оснований, поскольку косвенно подтверждается другими фактами.

   Так в надписях времен Аменемхета III редко встречаются упоминания о военных походах, но, тем не менее, в некоторых из них говорится о «разгроме (!!!) Нубии и открытии стран Азии». Это просто поразительно — «разгром Нубии» как бы и был, но его значение, настолько незначительно, что о нем и упоминать-то лишний раз не стоит. С учетом же рассказа Флавия о походе Моисея и последовавших за этим событиях такая позиция древнеегипетских историографов выглядит весьма логичной.

   Т.е. и тут мы видим полное подтверждение нашего предположения о тождественности Аменемхета III и библейского фараона из книги Исход.

   Естественно, что слухи о намерении фараона расправиться с ним дошли до Моисея, и он, опасаясь за свою жизнь, тайно бежал через пустыню, пока не прибыл к городу Мадиам (назван по имени одного из сыновей Аврама от Хетуры), лежащему у Чермного моря.

   Такова, в общих чертах, версия побега Моисея из Египта Иосифа Флавия. «Библия» же говорит о совсем иных причинах такого побега.

   Согласно этой версии никакого похода в Эфиопию не было и в помине. А причиной побега послужило обычное убийство Моисеем египтянина. Якобы он увидев, как надсмотрщик-египтянин бьет одного из евреев, дождался, чтобы никого не было поблизости, убил его и закопал тело в песке.

   На следующий день, Моисей стал свидетелем того, как один еврей бьет другого еврея. Он сделал ему замечание, в ответ на которое, еврей послал Моисея подальше со словами: «Может, ты и меня убьешь так же, как ты вчера убил египтянина?»

   Моисей понял, что убийство египтянина вскрылось и из страха, что про него станет известно фараону, он бежал из Египта. Слухи об убийстве, действительно, дошли до фараона и он отдал приказ убить Моисея, но того уже и след простыл — в это время он сидел, как ни в чем не бывало, у колодца в земле Мадиамской.

   Собственно говоря, зачем нужно было приводить столь подробный рассказ Иосифа Флавия о рождении и бегстве Моисея из Египта? А затем, чтобы показать многие странности и существенные отличия его рассказа от рассказа, содержащегося в «Библии», а, также, обратить внимание на мелочи, которые могут стать важными деталями, позволяющими разобраться с маршрутом исхода евреев из Египта.

   И прежде всего это то, что Моисей бежит из Египта к Чермному морю через пустыню, а также то, что на берегу этого моря лежит город Мадиан. По звучанию название этого города весьма напоминает название города Медины (Ясриб, Ятриб), в которую из Мекки в 622 году бежал основатель ислама пророк Муххамед. Если бы не почти две тысячи лет, разделяющие эти два события, то можно было подумать, что это два рассказа об одном и том же событии. Кстати, Медина, в которой находятся гробница пророка Муххамеда и Большая мечеть, это второе после Мекки, где находится знаменитый храм Кааба, место паломничества мусульман.

   И что интересно — наблюдается какая-то странная параллель в названиях святых мест у мусульман и у древних египтян. Так древнейший в Египте царский некрополь c гробницами додинастических правителей и кенотафами царей I—II династий, расположенный в 1,5 км к западу от Абидоса, называется Умм-эль-КААБ (по-арабски, القعا ب‎ ‎). Причем, гробница сооружённая для царя I династии Джера еще со времени Среднего царства принималась за гробницу Осириса и служила объектом поклонения паломников.

   Мог ли Иосиф Флавий, живший в первом веке, дополнить библейский рассказ о Моисее, рассказом о событиях, произошедших у арабов в седьмом веке? Естественно — нет, разве что, он сам жил не в первом веке нашей эры, а лет эдак на тысячу позже…

   Это вряд ли возможно еще и по той причине, что Медина, в которую бежал пророк Муххамед, в отличие от Флавиевской Мадиамы, находится не на берегу какого-то непонятного Чермного моря, а почти в ста километрах от ближайшего к ней Красного моря, которое современные исследователи, почему-то отождествляют с Чермным морем, не смотря на всю нелепость подобного предположения.

   Еще один город с похожим на Мадиану названием и расположенный на берегу другого моря — Средиземного, находится в нескольких тысячах километрах от Египта  в Тунисе — это город Меденин. Мог ли Меденин в древности называться Мадианой? В принципе мог. И в этом случае Чермное море это вовсе не Красное, а Средиземное море, до которого евреи вполне могли добраться во время своего исхода всего за несколько дней. Только в этом случае совершенно невозможно объяснить, каким образом они смогли перейти Средиземное море. Воды столь огромного моря не сможет отогнать никакой ветер.

   Впрочем, судя по псевдо-маршрутам исхода, приведенным в предисловии, евреи часть пути преодолели по косе, уходящей именно в Средиземное, а не Красное море. Правда, в этом случае, им необходимо было предварительно переправиться еще и через Нил. Ведь, если евреи жили н на левом берегу Нила в районе оазиса Файюм, то, чтобы добраться до этой косы нескольким сотням тысяч евреем необходимо было сначала форсировать Нил, а никаких упоминаний об этом грандиознейшем по размаху действе ни в Библии, ни у Флавия нет. А оба этих источника достаточно педантичны в описании деталей Исхода. Точно так же, они ничего не говорят и о переправе Моисея через Нил, когда он бежал в Мадиам, что было бы обязательным, поскольку евреи жили на левом берегу Нила.

   На первый взгляд — «куда ни кинь — всюду клин». На самом же деле эта, казалось бы неразрешимая задача имеет весьма простое решение, о котором будет рассказано чуть позже. А пока лишь отметим, что и Библия и Флавий абсолютно точны, когда утверждают, что Мадиам это реально существующий город, который, действительно, некогда располагался на берегу вполне реального Чёрмного моря!


<< НАЗАД
ВПЕРЕД >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>