1.8. Когда родился Моисей?

© Фисунов Владимир Александрович. 2003.

     Чтобы понять истинные причины противостояния Большой Медведицы и Ориона в мировоззрении древних египтян, нам необходимо опять вернуться к истории жизни и деятельности Моисея.

   Мы остановились на том, что после очередной смены династии в Древнем Египте новый фараон настолько боялся евреев, что «изнурял» их тяжкими работами по строительству то ли мифических «городов для запасов Пифом и Раамсес», то ли сложенных из саманных кирпичей пирамид. Подобная трактовка действий фараона, чисто гипотетически, могла быть вызвана постепенным износом высокотехнологичного оборудования, доставшегося египтянам от предыдущей цивилизации и, соответственно, значительным увеличением доли неквалифицированного ручного труда при строительстве пирамид. Отсюда и ропот среди евреев, а, как ответная реакция — неприязнь к ним со стороны египтян, которые считали постройку пирамид прямой обязанностью потомков Израиля.

   Впрочем, не так уж и принципиально, существовало ли в реальности это самое высокотехнологичное оборудование или нет. Важно то, что никакого результата такое «изнурение» не принесло. Тогда фараон решил прибегнуть к более решительным и радикальным мерам — он приказал повивальным бабкам умерщвлять родившихся у евреев сыновей (не правда ли, напоминает действия современных «гуманистов» и «демократов», которые утверждают «общечеловеческие ценности» с помощью ковровых бомбардировок, как это было в Корее, Вьетнаме, Югославии, Афганистане, Ираке или Ливии… и, вероятно, скоро произойдет в Сирии, Иране, Венесуэле… ). Но повивальные бабки Шифра и Фуа не особенно-то его и послушались, отговариваясь тем, что, еврейские женщины «прежде, чем придет к ним повивальная бабка, они уже рождают».

   Не видя никакой пользы от действий повитух, фараон сбрасывает маску «гуманиста» и приказывает оставлять в живых всякую родившуюся у евреев девочку, а любого мальчика бросать в реку.

   Флавий трактует подобную избирательность по половому признаку тем, что «один из египетских ученых  возвестил царю, что среди израильтян родится мальчик, который, если вырастет, то сокрушит могущество египтян и сделает евреев властным народом». А еще Флавий называет имена родителей Моисея. Мать его звали Иоахевед, а отца — Амарам, который был сыном Каафа, отцом которого являлся Леви, сын Иакова, сына Исака, который в свою очередь был сыном Аврама. Правда, тут у него не сходятся концы с концами, поскольку Моисей, фактически являясь праправнуком Иакова, жил, по его словам, через четыреста лет после него:

    «В продолжение ЧЕТЫРЕХСОТ лет они несли такое иго; при этом происходило нечто вроде состязания, так как египтяне преследовали цель — во что бы то ни стало извести израильтян тяжелыми работами, а последние хотели показать, что они сильнее всех этих мероприятий».

«Иудейские древности» Книга 2. Гл. 9.1.

     Т.е. у каждого из перечисленных предков Моисея наследник должен был рождаться в возрасте почти ста лет! Впрочем, несколько позднее Флавий пишет уже совсем другое, оказывается четыреста лет прошло не с того момента, когда братья Иосифа продали его в рабство, а со времен Авраама:

    «Покинули они Египет в месяце ксанфике, на пятнадцатый день по обновлении луны, четыреста тридцать лет спустя после прихода праотца нашего Аврама в Хананею и ДВЕСТИ ПЯТНАДЦАТЬ лет после переселения Иакова в Египет.». 

«Иудейские древности» Книга 2. Гл. 15.2.

     Что тоже вызывает большие сомнения, поскольку на протяжении 430 лет сменяется всего 7 поколений, т.е. патриархи рожали детей, когда им было в среднем по 60 лет! Да и, совершенно не понятно, как в этом случае египтяне могли целых 400 лет заниматься «изведением» евреев.

   Обратите внимание на цифру — 215 лет нахождения евреев в Египте. Интересно, что, по Э. Бикерману, XII династия также правила Египтом на протяжении 215 (!!!) лет с 2000 по 1785 г. до н.э. А вот по Э. Хорнунгу, Р. Крауссу и Д. Уорбертону всего 179 лет с 1939 по 1760 г. до н.э. (далее мы будем придерживаться этих цифр) и именно в это время отмечено особенно интенсивное строительство в районе оазиса Файюм плотин, рытье каналов и возобновление возведения пирамид из саманных кирпичей. В общем, происходило все то, о чем упоминал Иосиф Флавий, рассказывая историю Моисея.

   В отличие от Флавия, Библия о родителях Моисея говорит только то, что они были из племени Левиина и до трех месяцев скрывали своего новорожденного ребенка, после чего положили его в просмоленную корзинку и пустили по воде (сюжет, опять-таки довольно распространенный, достаточно вспомнить пушкинскую «Сказку о царе Салтане»). Флавий уточняет, что присматривать за корзинкой они послали сестру Моисея Мариамму.

   Корзинку вскоре увидела дочь фараона, которую, по утверждению Флавия звали Фермуфис! И тут следует отметить, что последним фараоном XII династии была царица Нефрусебек («Прекраснейшая для Себека»), которая согласно Туринскому папирусу, правила на протяжении 3 лет, 10 месяцев и 24 дней в 1763-1760 годы до н.э.. До нее единственной женщиной на египетском престоле была Нитокрис из VI династии.

   И поскольку ранее мы пришли к выводу, что Исход евреев из Египта произошел около 1750 года до н.э., то Моисей должен был родиться во времена молодости Нефрусебек при ее отце Аменемхете III (1818–1773 годы до н.э.), где-то в районе 1780 года до н.э. Т.е. получается, что, упомянутой Флавием, дочерью фараона была именно Нефрусебек. При этом нас не должно смущать не совпадение, озвученного Флавием, имени царицы — Фермуфис с именем реальной царицы — Нефрусебек, тем более, что у античных авторов она фигурирует под весьма похожим именем — Скемиофрис (искаженное Фермуфис?), да и в Карнакском списке она выступает под именем Себек-нофру-ра.
В пользу тождественности Фермуфис и Нефрусебек говорит и совпадение ряда деталей библейско-флавиевских сюжетов с деталями правления, как самой Нефрусебек, так и ее отца Аменемхета III.

   Так при Аменемхете III велись грандиознейшие ирригационные работы в Файюмском оазисе. Огромная насыпь длиной 43,5 км (сравните с «соорудить у городов стены и плотины») позволила осушить огромные площади (сравните со словами Флавия «отвести реку в разные каналы»), как для посевов, так и для постройки города Крокодилополь (современный Мединет-Эль-Файюм) с храмом в честь бога-крокодила Себека. На севере осушенной территории на двух массивных, высотой более 6 метров, пьедесталах, в виде усеченных пирамид, Аменемхет III поставил свои статуи высотой почти в 12 метров. Были построены шлюзы Ра-хунт — «отверстие отвода воды» (отсюда произошло название местечка Эль-Лахун) и огромное святилище (244 x 305 м) при них Лаперо-хунт («лабиринт»), которое состояло из 3000 комнат (1500 подземных и 1500 наземных). Благодаря  плотинам нильская вода при наводнениях могла отводиться в озеро Карун (Ше-ур — «великое озеро» или Ми-ур — «великое море»). Сам нильский канал назывался Апе-Таш — «ущелье земли озера».

   Аменемхет III возвел сразу две пирамиды, чего не случалось со времен фараонов IV династии. Это «Тёмная пирамида» (104 x 104 м) в Дахшуре и пирамида в Хаваре (102 x 102 м). Они были построены  из необожженного кирпича, в полном соответствии с описанием Флавия и Библии. Надо полагать, что эти пирамиды, наряду лабиринтом и послужили прообразом библейских «городов для хранения запасов Пифом и Раамсес».

   В общем все происходило так, как и рассказывал Иосиф Флавий
египтяне… стали крайне надменно обходиться с израильтянами и взвалили на них различные тяжелые работы… они поручили им отвести реку в разные каналы и соорудить у городов стены и плотины, чтобы вода реки не проникла в города и не обратила почву их в болото. Равным образом они побуждали народ наш строить пирамиды, изучать всевозможные ремесла и привыкать к тяжелым трудам«.

   Кроме того, надписи времен правления Аменемхета III содержат длинные списки чиновников, казнохранителей, художников, начальников каменотесов и рабочих, которых фараон посылал в рудники. Из надписей же самих строителей, которые называли своё имя и должность, призывали в помощь местных богов (преимущественно богиню Хатхор — «госпожу земли Мафкат» и бога Супт-Гора — «господина востока») и обожествленного фараона IV династии Снофру (у греков Сорис), которого считали покровителем Синайского полуострова, можно сделать вывод о том, что они были выходцами с Синайского полуострова.

   Крайне интересно, также, свидетельство оставленное нам «отцом истории» Геродотом об этих масштабных работах, произведенных в оазисе Файюм:

   Теперь же я буду продолжать историю этой страны, как мне передавали (кроме египтян) другие ее жители и согласно с ними египтяне. Прибавлю к этому и виденное мною собственными глазами. После освобождения Египта [от эфиопов] и правления Гефестова жреца египтяне (они ведь не могли жить без царей) разделили весь Египет на двенадцать частей и поставили двенадцать царей (Книга II. 147.)

   К этому сообщению мы еще вернемся чуть позже, а пока, отметим лишь то, что, несмотря на отсутствие точной датировки, в нем есть сразу же несколько весьма интригующих деталей. Во-первых, речь идет о времени после освобождения от эфиопов, когда правил некий жрец Гефеста (по Библии — Иосиф или Моисей?). А во-вторых, Геродот говорит о разделении Египта на ДВЕНАДЦАТЬ частей (по Библии — двенадцать колен?)!
А пока продолжим читать Геродота:

    148. И вот они решили оставить общий памятник, а, решив это, воздвигли лабиринт немного выше Меридова озера близ так называемого Города Крокодилов. Я видел этот лабиринт: он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то, в общем, оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт. А между тем храмы в Эфесе и на Самосе – весьма замечательны. Конечно, пирамиды – это огромные сооружения, и каждая из них по величине стоит многих творений [эллинского строительного искусства], вместе взятых, хотя и они также велики. Однако лабиринт превосходит [размерами] и эти пирамиды. В нем двенадцать дворов с вратами, расположенными одни против других, причем шесть обращены на север, а шесть на юг, прилегая друг к другу. Снаружи вокруг них проходит одна единственная стена. Внутри этой стены расположены покои двух родов: одни подземные, другие над землею, числом 3000, именно по 1500 тех и других. По надземным покоям мне самому пришлось проходить и осматривать их, и я говорю о них как очевидец. О подземных же покоях знаю лишь по рассказам: смотрители египтяне ни за что не желали показать их, говоря, что там находятся гробницы царей, воздвигших этот лабиринт, а также гробницы священных крокодилов. Поэтому то я говорю о нижних покоях лишь понаслышке. Верхние же покои, которые мне пришлось видеть, превосходят [все] творения рук человеческих. Переходы через покои и извилистые проходы через дворы, будучи весьма запутанными, вызывают чувство бесконечного изумления: из дворов переходишь в покои, из покоев в галереи с колоннадами, затем снова в покои и оттуда опять во дворы. Всюду каменные крыши, так же как и стены, а эти стены покрыты множеством рельефных изображений. Каждый двор окружен колоннами из тщательно прилаженных кусков белого камня. А на углу в конце лабиринта воздвигнута пирамида высотой 40 оргий (примечание, 1 оргия это 6 футов или 4 локтя, т.е. около 2 метров) с высеченными на ней огромными фигурами. В пирамиду ведет подземный ход.

   Не удивительно, что подобное гигантское строительство могло привести к ропоту среди евреев. Но еще грандиознее были масштабы работ по созданию рукотворного Меридова озера (современное озеро Карун):

   149. Как ни поразителен этот лабиринт своей грандиозностью, но еще большее удивление вызывает так называемое Меридово озеро, на берегу которого он стоит. Окружность этого Меридова озера составляет 3600 стадий (примечание, порядка 700 км), или 60 схенов, т.е. как раз равняется длине всей прибрежной полосы Египта. В длину озеро простирается с севера на юг, и в самом глубоком месте глубина его 50 оргий.

   А то, что оно – произведение рук человеческих и вырыто искусственно, это ясно видно. Почти что посредине озера стоят две пирамиды, возвышающиеся на 50 оргий над водой; такой же глубины и их подводная часть. Рядом с каждой пирамидой поставлена колоссальная каменная статуя, восседающая на троне. Таким образом, высота этих пирамид 100 оргий, а 100 оргий равняется как раз 1 стадии и 6 плефрам, так как оргия имеет 6 футов, или 4 локтя; фут же равен 4 пяденям, а локоть – 6 пяденей. Вода же в озере не ключевая (местность эта совершенно безводна), а проведена по каналу из Нила, и шесть месяцев она течет в озеро, шесть месяцев – обратно в Нил. Во время отлива воды рыбная ловля в озере доставляет доход царской казне каждый день по 1 таланту серебра, а за время прилива – только 20 мин.

   150. Местные жители рассказывали, что озеро это имеет подземный выход в ливийском Сирте: оно течет под землей на запад внутрь страны вдоль горного хребта, что выше Мемфиса. Так как я нигде не видел [отвалов] земли, вынутой из водоема, то, заинтересовавшись этим, я спросил окрестных жителей, где же выкопанная земля. А те рассказали мне, куда ее отнесли, и их сообщения мне показались правдоподобными. Ведь я слышал, что в городе Нине в Ассирии с землей сделали то же самое, что и здесь. Там грабители задумали похитить великие сокровища царя Сарданапала, сына Нина, хранившиеся в подземных сокровищницах. Так вот, грабители принялись копать подземный ход от своего собственного дома к царскому дворцу. Землю же, вынимаемую из прокопа, ночью сбрасывали в реку Тигр, текущую у Нина, пока, наконец, не достигли своей цели. Подобным же образом, как я слышал, было выкопано озеро и в Египте, только работа велась не ночью, а днем: выкопанную землю египтяне относили в Нил, который, естественно, принимал ее и рассеивал своим течением. Так то, по рассказам, было выкопано это озеро.

   В целом, рассказ Геродота производит совершенно фантастическое впечатление и кажется, что он сильно преувеличил масштабы ирригационных работ, ведь современное озеро Карун (древнеегипетское Ми-ур, или Мер-ур) гораздо меньше по размерам того озера, что описывает Геродот. Кстати, подобные, якобы несоответствия, позволили некоторым критикам даже оскорбительно называть Геродота «отцом лжи» — определение, которое он явно не заслужил.

   Действительно, сейчас озеро Карун имеет площадь всего около 233 км2 при длине береговой линии порядка 100 км. Но так было не всегда. Озеро Карун сильно усохло со времен фараонов, поскольку, оно сейчас находится на 43 метра ниже уровня моря, и является остатком более крупного озера, располагавшегося на этом же месте и имевшего площадь от 1270 до 1700 км2  и длину береговой линии примерно соответствующую той, что приводит Геродот (рис 3.18).

318

Рис. 3.18. Изменение границ озера Карун (согласно википедии).

     Обратите внимание на то, что города Крокодилополис, Теодельфия и Гераклеополь находятся, если верить википедии, на неолитовых берегах озера. Что касается утверждения Геродота по поводу искусственного происхождения этого озера, то, чтобы убедиться в этом, достаточно просто взглянуть на фотографию из космоса острова, находящегося в центре этого озера, и которому древние египтяне придали вид головы «плачущего» крокодила Себека (рис. 3.19).

319

Рис. 3.19. Остров в центре озера Карун, которому древние египтяне придали вид головы»плачущего» крокодила Себека.

     На фотографии просматривается полуразрушенная водной эрозией подводная часть, которая, видимо, представляла собой скрытое в воде тело крокодила Себека, что является лишним свидетельством правдивости рассказов Геродота, согласно которому древние египтяне способны были производить столь грандиозные работы, которые по описанию весьма напоминают их действия во времена Аменемхета III, что, собственно говоря и позволяет с большой долей уверенности привязать время рождения Моисея ко времени правления фараона Аменемхята III. А в этом случае, корзинка с Моисеем плыла, скорее всего, не по самому Нилу, а по нильскому каналу, соединявшему Нил с озером Карун.


<< НАЗАД
ВПЕРЕД >>

Один комментарий: 1.8. Когда родился Моисей?

  1. tezeksew говорит:

    В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда евреи раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия для их врачевания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>