1.2. Синхронизация библейских событий и древнеегипетской истории.

© Фисунов Владимир Александрович. 2003.

Поскольку библейские события теснейшим образом связаны с историей древнего Египта, то на повестку дня встает вопрос синхронизации этих событий. Речь идет не о том, чтобы по истории древнего Египта, в которой далеко не все четко и однозначно, установить абсолютное время тех или иных библейских событий, а о простой привязке их друг к другу.

     Согласно православной традиции считается, что Бог создал наш мир 5508 лет тому назад (в разных ответвлениях аврамистических религий эта цифра может отличаться). Иосиф Флавий пишет, что от Адама до потопа прошло 2262 года. Из чего следует, что потоп был в 3246 г. до н.э., что достаточно близко ко времени появления в Египте 0 династии фараонов (примерно 3200 год до н.э.). Аврам является десятым потомком Ноя и родился девятьсот девяносто два года спустя после потопа в 2254 г до. н.э., т.е. в конце правления в Египте VI династии.

     Далее Флавий дает еще две опорные точки:

     «Покинули они Египет в месяце ксанфике, на пятнадцатый день по обновлении луны, четыреста тридцать лет спустя после прихода праотца нашего Аврама в Хананею и ДВЕСТИ ПЯТНАДЦАТЬ лет после переселения Иакова в Египет.». 

«Иудейские древности» Книга 2. Гл. 15.2.

     От прихода Аврама в Ханаан до переселения Иакова в Египет, действительно прошло 215 лет, потому как через 25 лет после прихода Аврама (ему было 100 лет) в Хананею у него родился сын Исак, у которого в 60 лет родился сын Иаков, переселившийся в Египет в возрасте 130 лет. А вот, по поводу 215 лет пребывания в Египте Иосиф Флавий противоречит самому себе, поскольку несколько ранее он заявлял:

      «В продолжение ЧЕТЫРЕХСОТ лет они несли такое иго; при этом происходило нечто вроде состязания, так как египтяне преследовали цель — во что бы то ни стало извести израильтян тяжелыми работами, а последние хотели показать, что они сильнее всех этих мероприятий».

«Иудейские древности» Книга 2. Гл. 9.1.

     В Библии, также, речь идет о ЧЕТЫРЕХСТАХ годах, но не египетского плена, а просто пребывания в чужой земле:

      «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их ЧЕТЫРЕСТА лет».

Бытие. 15.13.

     Надо полагать, что это простая описка Иосифа Флавия, поскольку египетское рабство (а это время между переселением Иакова в Египет и Исходом Моисея из Египта) не могло продолжаться ЧЕТЫРЕСТА лет, если Иаков переселился в Египет всего за 215 лет до исхода евреев.

     Впрочем, эта описка не имеет принципиального значения, поскольку для нас важно то, что исход Моисея из Египта от прихода Авраама в Ханаан отделяют 430 лет, а от переселения Иакова в Египет 215 лет. Так как Аврам отправился в Ханаан в возрасте 75 лет, то нетрудно подсчитать, что приход Авраама в Ханаан соответствует 2179 году до н.э (начало VII династии), переселение Иакова в Египет произошло в 1964 году до н.э (начало XII династии), исход евреев из Египта в 1749 году до н.э  (начало XIII династии). 

     Как видим, хронология библейских событий полностью соответствует выводу, полученному в предыдущей главе о том, что евреи строили пирамиды в Египте в период правления XII династии. 

     Более того, это подтверждается результатами масштабных археологических раскопок, которые проводил египтолог Селим Хассаномна на плато Гиза в 30 — 40-х годах прошлого века, когда были получены свидетельства того, что в этой части Нижнего Египта в начале II тысячелетия до и. э. обитала колония чужестранцев-кананитов (надо полагать, искаженное хананеев?). Они происходили из святого города Харрама (расположенного на юге современной Турции вблизи сирийской границы) и, по всей видимости, были странниками. А, как мы только что выяснили, переселение Иакова в Египет произошло, именно, в начале II тысячелетия до и. э., точнее в 1964 году до н.э. 

     Оставшиеся от них в Гизе предметы и памятные стелы доказывают, что жили они в этот период в непосредственной близости от Сфинкса и поклонялись ему как богу по имени Хвл. Для тех, кто читал первую книгу это не является неожиданностью, поскольку в ней была показана роль Сфинкса, как одного из известнейших богов древности. 

     Обращает на себя внимание созвучие названия города Харрам и имени Аврама, потомком которого является Иаков. И это совпадение является отнюдь не случайным, его напрямую подтверждает Иосиф Флавий:

      «Николай из Дамаска так выражается о нем в четвертой книге своей истории: «Авраам правил в Дамаске, прибыв в качестве чужеземца с войском из так называемой Халдеи, страны, лежащей выше Вавилонии. Спустя короткое время он выселился со своим народом в страну, которая тогда именовалась Хананеею, а теперь Иудеею; там размножились потомки его, о которых я в другом месте буду распространяться подробнее. До сих пор еще имя Авраама пользуется большою известностью в области Дамаска, и показывается там деревня,  названная по его имени обиталищем Авраамовым.»

«Иудейские древности» Книга 1. Гл. 7.2.

     Факт пребывания Авраама в Харране подтверждает и Библия:

      «И взял Фарра Аврама…, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского» (надо полагать, что это находящийся в полсотне километров от Харрама город Урфа)», чтобы идти в землю Ханаанскую: но дошедши до Харрана, они остановились там… И умер Фарра в Харране.»

Бытие. 11.31-11.32.

     Между временем пребывания Аврама в Харраме и Всемирным потопом имеется еще одно очень важное событие, которое пока нельзя точно датировать ни по Библии, ни по Флавию — это строительство Вавилонской башни. Ни в том, ни в другом источнике не приводится никаких цифр по этому поводу. Есть только косвенные данные, позволяющие определить примерное время такого строительства. 

     Так Иосиф Флавий говорит о том, что к строительству башни людей подстрекал внук, родившегося за 100 лет до потопа, Хама Немврод. При этом основной функцией такой башни должно было быть, как об этом уже не раз говорилось в книгах серии «Знания древних» спасение людей (те самые «хранилища»!) в будущем потопе:

      «Спустя немного времени Немврод стал домогаться верховной власти, будучи убежден, что люди только в том  случае перестанут бояться Бога и отпадут от Него, если согласятся жить под властною защитою его, Немврода. При этом он хвастливо заявлял, что защитит их от Господа Бога, если бы Тот вновь захотел наслать на землю потоп. Он советовал им построить башню более высокую, чем насколько могла бы подняться вода, и тем отомстить за гибель предков.»

Иудейские древности. Книга 1. Глава 4.2.

     Предок евреев Евер (правнук Сима) отказался принимать участие в строительстве Вавилонской башни, за что Бог и оставил ему родной язык, когда смешал языки всем остальным народам. 

     И Библия и Иосиф Флавий достаточно подробно расписывают годы жизни потомков Сима. Беда только в том, что эти описания сильно разнятся. Сводные данные по продолжительности жизни патриархов и возрасте, в котором у них родились сыновья, приведены в таблице 1.1. Поскольку Сим родился за сто лет до потопа, то за точку отсчета принята дата потопа 3246 лет до н.э., соответственно, годом его рождения будем считать 3346 год до н.э.. Время рождения последующих патриархов вычислялось путем прибавления к году рождения их отца возраста, в котором у того родился сын. 

Таблица 1.1. Годы жизни потомков Сима, согласно Библии и Иосифу Флавию.

Родил сына (по Библии) Родился (по Библии) Родил сына (по Флавию) Родился (по Флавию) Лет жизни (по Библии) Умер (по Библии)
Сим 100 -3346 112 -3346 600 -2746
Арфаксад 35 -3246 135 -3234 438 -2808
Сала 30 -3211 135 -3099 433 -2778
Евер 34 -3181 134 -2964 464 -2717
Фалек 30 -3147 130 -2830 239 -2908
Рагав 32 -3117 130 -2700 239 -2878
Серуг 30 -3085 132 -2570 230 -2855
Нахор 29 -3055 100 -2438 148 -2907
Фарр 70 -3026 70 -2338 205 -2821
Аврам 100 -2956 100 -2268 175 -2781

     И тут выясняются весьма интересные вещи. 

     Во-первых, от потопа до рождения Аврама прошло не 992, как утверждал Флавий, а 978, согласно, его же хронологии и, что совсем уж неприлично всего 290 (!!!) лет, согласно хронологии Библии.

     Во-вторых, возраст, в котором патриархи рождали своих детей у Флавия, обычно, на сотню лет больше, чем в Библии. Чем вызвано столь странное несогласие данных, и почему Флавий увеличил, вполне разумные, цифры в 30 — 35 лет на совершенно фантастические в 100 — 135 лет? 

     Аналогичным образом он поступил и с допотопным периодом (таблица 1.2). 

Таблица 1.2. Годы жизни допотопных патриархов.

Родил сына (по Библии) Родил сына (по Флавию) Лет жизни (по Библии)
Адам 130 230 930
Сиф 105 205 912
Энос 90 190 905
Каин 70 170 910
Малаиил 65 165 895
Иаред 162 162 962
Енох 65 165 365
Мафусал 187 187 969
Ламех 182 180 777
Ной 500 500 950

     Продолжительность жизни до потопных патриархов в обоих источниках примерно одинакова, а вот разница в данных по возрасту отцовства в Библии и у Иосифа Флавия отличаются на ту же сотню лет. С учетом этого, между сотворением мира и Всемирным потопом по данным Флавия прошло 2254 года (по Библии — 1656 лет). Сам он указывает, что от Адама до потопа  прошло 2262 года.

     Трудно сказать, чем вызвано подобное разночтение в хронологии, и, чьи цифры более достоверны. Вполне возможно, что Иосиф Флавий имел некий источник, в котором давались точные даты ключевых событий древности, например, время сотворения мира, Всемирного потопа, строительства Вавилонской башни и т.д. А уже к этим точкам он привязывал Священное Писание — растягивая его, там, где это казалось ему наиболее логичным — возраст отцовства того или иного патриарха.

     Что же это были за источники?

     Иосиф Флавий называет некоторые из них:

      «Об этом потопе и о ковчеге упоминают также все те, которые писали историю неевреев. В числе их находится и халдеянин Берос. В одном месте он высказывается следующим образом о потопе: говорят, что еще до сих  пор сохранился в Армении на горе Кордуйской остаток от этого ковчега и что некоторые берут от него смолу, пользуясь ею в большинстве случаев как средством против заболеваний. Об этом упоминает также египтянин Иероним, написавший древнейшую историю Финикии, Мнасей и некоторые другие.

     Равным образом и Николай Дамасский, рассказывая об этом в девяносто шестой книге, сообщает следующее: выше области Миниады находится в Армении высокая гора по имени Барис, на которой, по преданию, искало убежища и нашло спасение множество людей во время потопа.»

 Иудейские древности. Книга 1. Глава 3.6.

     «Не называя его, впрочем, по имени, и Берос упоминает о нашем патриархе Авраме, выражаясь при этом следующим образом: «В десятом поколении после потопа жил среди халдеев справедливый и великий человек, опытный в астрономии». Гекатей же не только вскользь упоминает о нем, но оставил целое специальное о нем  сочинение. Николай из Дамаска так выражается о нем в четвертой книге своей истории: «Авраам правил в Дамаске, прибыв в качестве чужеземца с войском из так называемой Халдеи, страны, лежащей выше Вавилонии.» 

Иудейские древности. Книга 1. Глава 7.2.

     «Мои слова подтверждаются также всеми греческими и негреческими историками, и с мнением моим согласны: Манефон, написавший историю египетскую, Берос, сообщающий данные о Халдее, Мохос, Гекатей и, кроме того, египтянин Иероним, повествующие о деяниях финикийцев. Гесиод, Гекатей, Гелланик и Акузилай, вдобавок Эфор и Николай сообщают, будто древние люди жили по тысяче лет.»

Иудейские древности. Книга 1. Глава 7.2.

     Как видим, Иосиф Флавий использовал труды различных историков древности (странно, что в этом списке отсутствует имя отца истории Геродота) и, в частности, Манефона — египетского жреца, составившего описание истории Древнего Египта на греческом языке. Именно его династическая часть списка фараонов взята за основу современного представления об истории древнего Египта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что хронология древнего Египта, в изложении Иосифа Флавия, столь ладно согласуется с библейской хронологией. Из чего, правда, не следует, что обе эти хронологии верны, а потому события датируемые, скажем, четвертым тысячелетием до нашей эры, вполне могли произойти за несколько тысяч лет до или, вообще. после этого.

     А теперь опять вернемся к вопросу определения времени разрушения Вавилонской башни, которое произошло во времена Немврода и Евера.

     Согласно Библии, Евер родился в 3181 году до н.э, а умер в 2717. По Флавию, он родился в 2964 году и умер в 2500 году до н.э. Если придерживаться хронологии Флавия, которую он, скорее всего, привязывал к истории древнего Египта, то получается, что Вавилонская башня была разрушена между 2900 и 2500 годами до н.э., то есть в период правления фараонов I — IV династий. Имелось несколько случаев разрушения гигантских пирамид, в основном в период правления фараонов IV династии (2597-2471), которые могли послужить праобразами Вавилонской башни.

     Так на рубеже III и IV (примерно 2600 год до н.э.) династии была построена Медумская пирамида с основанием 144*144 метра и высотой в 118 метров, верхняя часть которой в настоящее время разрушена. Ломаная пирамида в Дашуре, построенная Снофру (2597-2547 г до н.э.) с основанием — 190*190 метров, угол наклона граней которой был резко изменен в ходе ее строительства с 55 градусов до 43, как предполагают, из-за того, что пирамида начала разрушаться. Если бы этого не сделали то высота Ломаной пирамиды достигала бы сейчас 133 метров. И, наконец, пирамида в Абу Роаше, которую возводил Джедефра (2524-2516) рухнула непосредственно в процессе строительства.

     Впрочем, более вероятен вариант при котором Вавилонская башня не имеет к Египту прямого отношения — это всего лишь неудачная попытка людей, не обладавших технологическими секретами египтян, скопировать одну из гигантских пирамид Египта, чьих правителей фараонов они считали богами.


<< НАЗАД
ВПЕРЕД >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>