1.10. О возможных причинах 10 казней египетских.

© Фисунов Владимир Александрович. 2003.

     В земле Мадиамской с Моисеем случается очень странное происшествие — Бог говорит с ним из огненного тернового куста:

    3.1. … Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. 


3.2. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. 


3.3. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. 


3.4. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! 


3.5. И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. 


3.6. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. 

«Исход»

     Что же могло гореть огнем, но так и не сгорать?

   Одно из возможных объяснений может состоять в том, что Моисей нашел на горе Хорив некое высокотехнологичное изделие, сохранившее свою работоспособность еще с допотопных времен, например, компьютер, работающий на совершенно иных принципах, чем современные компьютеры, который и позволил Моисею разговаривать с Богом, находящимся где-то очень далеко, например, на Луне.  В пользу этой версии говорят чудеса, которые Бог демонстрирует Моисею для того, чтобы убедить его вернуться в Египет:

   4.2. И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. 


4.3. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.


4.4. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его [за хвост]; и он стал жезлом в руке его. 


4.5. Это для того, чтобы поверили [тебе], что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.


4.6. Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее [из пазухи своей], и вот, рука его побелела от проказы, как снег. 


4.7. [Еще] сказал [ему Господь]: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его. 


4.8. Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого; 


4.9. если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше. 

«Исход»

     Но есть и более прозаические объяснения.

   Это могло быть какое-то небесное явление (словом «гора», как мы помним из первой книги, зачастую, называлось небо), например, очень интенсивный метеоритный дождь. Такое явление мог видеть не только Моисей, но и все жители земли Мадиамской, Египта и, даже, большей части остальных стран Древнего мира, а Библия говорит об уникальности видения Моисея. Поэтому такое объяснение, вряд ли, можно признать удовлетворительным.

   Другое объяснение следует из некоторых фактов, упомянутых в рассказе, например:

1. Моисей увидел огненный терновый куст, когда пришел к горе Хорив.

2. Куст горел огнем, но не сгорал.

3. Подойти к терновому кусту Моисею так и не удалось.

   Из первого факта можно предположить, что Моисей увидел огненный терновый куст только, когда поднялся на гору Хорив. И данное предположение косвенно подтверждается третьим фактом — невозможностью подойти к нему близко. Из чего следует, что огненный терновый куст представлял собой некий объект, который находился на земле, но где-то очень далеко, поэтому рассмотреть его можно было, только поднявшись высоко на гору.

   Наиболее близким к данному описанию является извержение очень далекого вулкана, продолжавшееся несколько дней. И подобная версия находит свое косвенное подтверждение в последующих событиях, описанных в книге Исход. Для дальнейшего изложения этот вопрос не имеет принципиального значения, в потому каждый читатель, как я полагаю, сам решит, насколько вероятен данный вариант.

   Моисей же, взяв себе в помощники брата Аарона, вернулся в Египет и потребовал от фараона, освободить сынов израилевых, а, когда тот отказался это сделать, то египетский народ был наказан за это десятью страшными казнями. Нет особой нужды пересказывать хорошо всем известный рассказ Библии. Для нас, в данном случае, важно лишь синхронизировать это событие с известными историческими событиями и природными явлениями, происходившими в это время и могущими послужить причиной всех этих казней.

   И для начала обратимся к таблице основных событий в истории Древнего Египта.

   В главе 1.8 мы пришли к выводу о том, что Моисей должен был родиться во времена молодости царицы Нефрусебек (правила в 1763–1760 гг. до н.э.) при ее отце Аменемхете III (1818–1773 годы до н.э.), где-то в районе 1780 года до н.э. И поскольку бежать в землю Мадиамскую он мог только после смерти своей покровительницы, последней царицы XII династии, Нефрусебек, то он должен был вернуться в Египет уже после 1750 года до нашей эры. Следовательно, казни египетские и Исход случились примерно в это же время.

   Библеисты обычно датируют Исход гораздо более поздним временем — XV веком до н. э., а историки, и вовсе, утверждают, что Исход мог иметь место в XIII в. до н. э., поскольку именно тогда в египетских документах (стела Мернептаха) впервые появляется имя «Израиль». В общем, Исход связывают не с фараонами XIII династии, а с фараонами более поздних XVIII и XIX династий — Эхнатоном, Рамсесом II, Мернептахом.

   В принципе, все абсолютные даты жизни фараонов достаточно условны и могут отличаться от реальных дат их правления на сотни лет, но вот последовательность их правления и совершенные ими дела, вряд ли, можно подвергать сомнению, поэтому довольно странно выглядит приписывание, упомянутого в Библии, строительства пирамид, фараонам не XII династии, при котором оно активно велось, а фараонам XVIII и XIX династий, которые таким строительством, практически, не занимались. Поэтому будем пока придерживаться примерной даты Исхода и казней египетских, как 1750 год до нашей эры, а, с учетом возможной неточности абсолютных дат правления египетских фараонов, плюс-минус еще пара сотен лет.

   Какие же физические явления могли послужить причиной чудес, легших в основу рассказа о казнях египетских?

   И тут, одной из главных версий выступает ранее озвученная, вулканическая гипотеза, говорящая о том, что практически все происшествия во время казней египетских и Исхода можно трактовать, как явления сопутствующие мощнейшему извержению вулкана.

   И на первую роль тут выступает извержение вулкана Санторин в Эгейском море, которое, согласно различным оценкам произошло в период между 1645—1500 гг. до н. э.. Это несколько позже 1750 года, но, как уже указывалось выше, точное время правления фараонов не известно, а потому вполне возможно, что фараоны XIII династии правили, начиная не с 1760 года до н.э., а на сотню лет позже.

   Другой возможный претендент на эту роль — вулкан Алаль Бадр, который находится на территории современной Саудовской Аравии, поскольку он расположен в ближайшей к Египту вулканической зоне. Но его мы не будем рассматривать по целому ряду причин и, в частности, вследствие отсутствия фактических свидетельств его мощнейшего извержения в период близкий к описываемому.

   Извержение Санторина, ориентировочно датируемое 1645—1500 гг. до н. э, уничтожило минойскую цивилизацию Крита и вызвало гигантское цунами высотой, предположительно, до 100 м, которое не могло не достичь дельты Нила. По мощности извержение было в 3 раза сильнее знаменитого извержения вулкана Кракатау. Естественно, что Библия не могла обойти своим вниманием столь важное происшествие, случившееся во время описываемых событий. Тем более, что облако пепла простиралось на юго-восток в сторону Египта до 1000 км, и, в принципе, вполне могло «затмить Солнце», как это описано в библейском рассказе о 9-й казни египетской («тьма египетская»).

   Обычно критика гипотезы, что причиной казней египетских послужило извержение вулкана Санторин, сводится к тому, что гигантское цунами в Средиземном море, с которым связывают рассечение вод Красного моря во время перехода через него сынов Израиля, никоим образом не могло сказаться на уровне Красного моря, в то время с ним не соединявшегося. Но, во-первых, Красное море не имеет абсолютно никакого отношения к упомянутому в Исходе Чермному морю, а, во-вторых, в Библии говорится, что причиной расхождения вод Чермного моря было вовсе не гигантское цунами, а сильный восточный ветер.

   Помимо этого, критики указывают на то, что шлейф Санторина, вряд ли, мог быть виден из Египта. Попробуем проверить это их утверждение. Для определения примерного расстояния, с которого непосредственно видна вершина высокого объекта, есть достаточно простая формула l = sqr (R*h), где l — расстояние с которого виден объект, sqr (R*h) — корень квадратный из произведения радиуса Земли на высоту объекта. Как известно, пепел во время вулканического взрыва выбрасывается из жерла вулкана на громадную высоту — до 50-80 км над земной поверхностью, Радиус Земли — 6400 км. Подставив эти значения в формулу, получим, что столб вулканического пепла можно было наблюдать на расстоянии 560-720 км от места извержения вулкана Санторин.

   В то же время, расстояние от библейского Сокхофа (современный Бени-Суэйф), откуда начался Исход евреев из Египта, до Санторина порядка 950 км (рис 3.21), что значительно больше, рассчитанного выше, расстояния прямой видимости вулканического шлейфа. Конечно, Моисей мог увидеть ту часть вулканического шлейфа, которую ветром снесло на сотни километров в сторону Египта, но вряд ли такой шлейф мог выглядеть, как огненный терновый куст (такой вид могли придать извержению вулкана Санторин только выбрасываемые высоко вверх куски раскаленной лавы). А это значит, что извержение вулкана из Египта, действительно, не могло быть видно, даже с вершины высокой горы, но…

321a

Рис. 3.21. Расстояние от Сокхофа до Санторина порядка 950 км (фотография гугль-мап).

     Не будем забывать про то, что, во-первых, Моисей увидел это извержение не из Сокхофа, а с горы Хорив, которая находилась в земле Мадиамской, а, во-вторых, большая часть расстояния от средиземноморского побережья Египта до вулкана Санторина пролегает над гладью Средиземного моря (примерно 700 км).

   И тут не мешает вспомнить, что еще в 1643 году итальянский священник Анджелуччи описал невероятное и чудесное видение, явившееся ему во время морского путешествия. Наблюдая за гладью моря, он сначала увидел на горизонте тёмную горную цепь, затем перед ней стали появляться высокие грязно-белые колонны, трансформирующиеся в арки, за которыми стали проявляться силуэты башен. Впоследствии такой мираж получил название фата-моргана, что в переводе на русский язык означает «чудо».

   Причиной столь странного явления является преломление света на границе двух сред, и, в частности, различных слоев воздуха, которые прогреваются по-разному. Обычно, прилегающие к раскаленной на солнце земле, слои воздуха имеет более высокую температуру, чем верхние, менее прогретые солнцем, слои атмосферы. Соответственно, и плотность этих слоев различна (чем выше температура воздуха, тем, ниже его плотность). А поскольку, чем больше плотность воздуха, тем выше его показатель преломления света, то, при пересечении границы холодного и теплого воздуха, луч света будет преломляться.

322

Рис. 3.22. Преломление света в более прогретом снизу воздухе соответствует преломлению в перевернутой призме.

     Именно поэтому в жаркий день над раскаленной палящим солнцем дорогой, мы видим преломленное колеблющимся воздухом голубое небо, что и создает впечатление водной поверхности.

   При мощном же извержении вулкана посреди огромного моря, вверх выбрасывается огромное количество горячей пыли, прогревающей верхние слои атмосферы, в то время, как над поверхностью моря находится более холодный воздух и возникает обратный эффект, соответствующий преломлению света в ряде последовательных призм (рис 3.23).

323

Рис. 3.23. Преломление света в более прогретом сверху воздухе, позволяющем «заглянуть» далеко за горизонт.

     Именно благодаря этому эффекту появляется мираж фата морганы, когда можно видеть предметы, находящиеся далеко за линией горизонта.

   Поэтому нет ничего удивительного в том, что извержение вулкана Санторин, можно было наблюдать, находясь в семистах километрах от него — аж в Древнем Египте. А с учетом того, что Моисей поднимался на высокую гору, земля мадиамская могла находиться на расстоянии удаленном от побережья еще на 150-200 км, т.е. она, скорее всего, располагалась к северу от современного города Бэни-Суэйфа, откуда начался исход евреев.

   История вулкана Санторин насчитывает более сотни тысяч лет. Но самыми мощными в его истории были два извержения, которым соответствуют два слоя донных осадков в виде вулканического пепла. Нижний слой (так называемая, нижняя тефра) отложился в результате извержения вулкана Санторин, которое произошло 25 тыс. лет назад, а верхний слой (верхняя тефра) отложился около 3650 лет тому назад.

   Интересно, что взрывы сверхновых в районе звезд-горгон (книга 1, гл 1.7) происходили примерно 41,5 и 15 тысяч лет тому назад. Пылевой фронт от этих взрывов налетал на Землю 33.25 и 12.5 тысяч лет тому назад, соответственно, а Санторин извергался 25 и 3.5 тысячи лет тому назад. Получается, что каждый раз через 8-9 тысяч лет после того, как пылевой фронт от сверхновой налетал на Землю, происходило мощнейшее извержение вулкана Санторин. Конечно, это может быть случайным совпадением, но, вполне возможно, что между этими событиями имеется причинно-следственная связь, ведь за пылевым фронтом следовал другой, более медленный и менее плотный газовый фронт, состоящих из сильно ионизированных частиц, обладающий мощнейшим магнитным полем, воздействие которого и могло оба раза спровоцировать извержения Санторина.

   Впрочем, вернемся к донным отложениям, оставшимся после второго извержения.

   Верхняя тефра достигает наибольшей толщины вблизи самого вулкана Санторин. И даже на расстоянии 130 км к юго-востоку от него, толщина пепла превышает 2 м. Более того, его находят на берегах Африки, Малой Азии и Балканского полуострова, где он отложился слоем превышающим 1 мм. Интересно, что пепловый слой, соответствующий второму извержению состоит из шести горизонтов — трех крупнозернистых и трех тонкозернистых. Что говорит о том, что он образовался в результате трех последовательных извержений Санторина, причем, первое было наиболее сильным и пеплообильным.

   Распространение, выброшенного при извержении пепла зависит в первую очередь от направления и скорости высотных ветров. Проанализировав воздушные токи в восточной части Средиземноморья, американские ученые Д. Нинкович и Б. Хейзен пришли к выводу, что распределение материала верхней тефры отлагалась в условиях летних северо-западных пассатных ветров, имеющих относительно низкие скорости. А это значит, что ветры несли вулканический пепел вулкана Санторин, именно, в сторону Древнего Египта, что и спровоцировало десять казней египетских. Более подробно мы  не будем на них останавливаться, поскольку и они сами и их возможная связь с последствиями извержения вулкана достаточно подробно разбирается на просторах интернета и любой желающий может детально ознакомиться с доводами, как за, так и против этой версии.


<< НАЗАД
ВПЕРЕД >>

Один комментарий: 1.10. О возможных причинах 10 казней египетских.

  1. Max Brown говорит:

    Вот так всегда: несчастья произойдут из-за какого-нибудь вулкана, а обвинят в них, конечно же, бедных евреев. Да так обвинят, что аж придётся бежать в пустыню.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>