2.4. Когда создавались древнеегипетские иероглифы.

© Фисунов Владимир Александрович. 2007.

     Выражение «иероглифы» (от греческого hieros — священный и glyphe — вырезано) появилось с подачи отца католической церкви Климента Александрийского. Правда, термин этот он применял не к древне-египетским иероглифам, а к продукту их вырождения, так называемому, «энигматическому письму», которое жрецы использовали, как тайнопись. Позднее выражение «иероглифы» распространилось на древние рисуночные знаки египетского письма и ряда других не алфавитных письменностей.

      В отличие от Китая и Японии, в Египте навыки чтения древних иероглифов были утеряны, а, написанные с их помощью, тексты оставались совершенно непонятными. Многочисленные попытки расшифровки тайных знаков приводили к плачевным результатам — крайне нелепым и абсурдным переводам, не имевшие ничего общего с реальным содержанием древне-египетских надписей. И поскольку главным заказчиком выступала католическая церковь, то и переводы делались соответствующими ее интересам (ситуация весьма напоминающая современное извращение мировой истории под диктовку, оплачивающих эту компанию «спонсоров»). Так, в одной из надписей на храме в Дендере умудрились опознать сотый псалом Давида, тем самым «неопровержимо доказав», что иероглифы имеют прямое отношение к Ветхому завету. Абсурдность подобных переводов вскоре стала очевидной, и католическая церковь сменила тактику, действуя по принципу, выраженному позднее Островским в пьесе «Бесприданница» — «так не доставайся же ты никому»! Аббат Тандо из Сен Николя попросту заявил, что иероглифы являются «орнаментом и простыми украшениями».

      Неразбериха с древнеегипетскими иероглифами продолжалась бы еще очень долго, но 2 августа 1799 года произошло ключевое событие в эпопее с их расшифровкой. Солдаты наполеоновской армии в Египте в дельте Нила, в 7 километрах от Розетты, окапываясь по приказу офицера генштаба Бушара, наткнулись на камень из черного базальта, который был покрыт надписями трех типов — верхняя — древне-египетскими иероглифами, нижняя — греческими буквами, а средняя, как позднее оказалась, — демотическими (скорописная форма египетского письма с лигатурами, возникшая в 8-7 веках до нашей эры).

      Достаточно быстро была прочитана надпись на греческом языке, которая содержала декрет от 4 ксандика — 18 мехира 9 года, которым жречество города Мемфиса в благодарность за благодеяния, оказанные храмам царем Птолемеем V Епифаном, умножает почетные права, предоставляемые в египетских святилищах царю и его предкам.

      И поскольку декрет, в соответствии с обычной формулой того времени, должен был быть высечен на мемориальном камне «священными, туземными и эллинскими буквами» на трех основных языках страны (древнеегипетском, новоегипетском и греческом), то в руках исследователей оказалась трилингва — прямая дорога к дешифровке.

      Но даже при наличии такого ключа, египетские надписи еще долго не поддавались прочтению, пока в 1814 году Томас Юнг оказавшись на каникулах в деревне не занялся, ради интереса, расшифровкой надписи на розетском камне. Ему удалось разделить демотический и иероглифический текст на отдельные слова.  Дальнейшая расшифровка уперлась в то, что Юнг не знал восточных языков, а потому не мог получить звукового эквивалента, выделенных им слов. И тут он обнаружил, что в картушах (овал вокруг слова иероглифической надписи) скрываются греческие имена, в частности, имя Птолемея (рис.2.7), что позволило ему впервые озвучить древне-египетские иероглифы.

27

Рис. 2.7. Картуш с именем Птолемея и его расшифровка Юнгом.

     Позднее Шампольон даст несколько иную расшифровку Картуша с именем Птолемея. которая звучит не «Птолемайос», как у Юнга, а «Птолмис» (p-t-o-l-m-i-s).

Рис. 2.8. Картуш с именем Птолемея и его расшифровка Шампольоном.

     Впрочем, во всей этой истории нас интересуют всего два знака — один с изображением льва, который у Юнга ничего не значит, а Шампольон приписал ему звук «l» и второй (рис.2.9), озвученный Юнгом, как»ole», а Шампольоном, как «o». Дело в том, что второй иероглиф весьма напоминает астрономический знак зодиакального созвездия Льва, которое по-гречески произносится, как «Leo».

29

Рис. 2.9. Зодиакальный знак созвездия Льва (Leo).

     Но тождественны ли эти знаки?
Чтобы ответить на этот вопрос, взглянем на древнеегипетскую карту звездного неба рис.2.10, где в центре изображено зловещее созвездие «Бедро коровы» («Большая Медведица»).

210

Рис. 2.10. Древнеегипетская карта звездного неба.

     Рядом с каждым из созвездий на карте имеется своя иероглифическая надпись — так рядом с созвездием Льва расположена фраза из трех иероглифов, начинающаяся с идеограммы (идеограмма — знак, содержащий схематические изображение конкретного предмета, который обозначал этот предмет и соответствующим образом фонетически читался) льва, рядом с изображением человека борющегося с крокодилом, надпись, начинающаяся с идеограммы крокодила и т.д. Следует заметить, что подобная знаковая система является древнейшей формой египетской письменности, появившейся еще в додинастическое время. Таким образом, иероглифические надписи просто поясняют смысл происходящего на звездном небе, а сама карта это своего рода древнеегипетский комикс, на котором рисунки перемежаются с краткими фразами.

      Подобные «комиксы» древние египтяне использовали довольно часто. Вот «комикс» о том, как Тот приветствует Тефнут, возвращающуюся из Нубии.

211

Рис. 2.11. Тот приветствует Тефнут, возвращающуюся из Нубии.

     Над изображением видна идеограмма Тота в виде белого ибиса и идеограмма Тефнут в виде знака, весьма напоминающего знак зодиакального созвездия Льва. Подобный же знак можно увидеть и на других древне-египепских рисунках с изображением львов. Вот он над богиней-львицей Сехмет.

212

Рис. 2.12. Сехмет.

     А это другое изображение Тефнут.

213

Рис. 2.13. Тефнут.

     Данная идеограмма, слегка упрощенная, послужила праобразом, как знака зодиакального созвездия Льва, так и аналогичного ему по начертанию египетского иероглифа. И похоже на то, что в картуше с именем Птолемей эти два знака просто дублируют друг друга, как и в других древне-египетских «комиксах», потому-то Юнг и не смог найти идеограмме льва никакого фрнетического звучания (фактически, мы имеем дело с «билингвой»). Похожая ситуация имеет место быть и в картушах с именами других фараонов — Клеопатры (рис.2.14), Рамсеса (идеограмма в виде солнца читается, как имя бога солнца «Ра»), Тутмоса (идеограмма в виде белого ибиса — бога Тота читается, как «Тут») и т.д.

214

Рис. 2.14. Расшифровка Шампольоном картуша с именем Клеопатры.

     Трудно судить, насколько соответствует действительности озвучка картуша с именем Клеопатры Шампольоном, отметим лишь, что, если к первому иероглифу «к» добавить «лео», то мы получим начало имени Клеопатры — «Клео». Впрочем, для нас этот вопрос не принципиален и пусть с ним разбираются профессиональные египтологи. А мы внимательнее присмотримся к знаку, который постоянно красуется над древнеегипетскими изображениями львов. Откуда мог взяться столь странный знак? Уж не схематическое ли это изображение созвездия Льва?

      Действительно, если мы соединим яркие звезды (до 4,4 звездной величины) этого созвездия (рис 2.15 вверху), то получим достаточно изуродованное изображение идеограммы льва — ряд звезд явно выбиваются из общего строя.

215

Рис. 2.15. Созвездие Льва в наше время и 30 тысяч лет тому назад.

     Но так было далеко не всегда! Дело в том, что звезды, хотя и очень медленно, но смещаются друг относительно друга. Это явление еще в 1718 году открыл Э.Галлей. Сравнив положения некоторых, современных ему звезд, с их координатами в каталоге Птолемея, он пришел к однозначному выводу о том что звезды очень медленно, но все-таки движутся. Сейчас скорости собственного движения огромного количества звезд измерены и занесены в звездные каталоги. На основании этих данных программа AstroFis позволяет реконструировать внешний вид созвездий в прошлом. Достаточно выставить время (Т= — 30 000 лет) и картинка радикально поменяется (рис. 2.15 внизу).

      Яркие звезды, идеально выстроились в древне-египетский иероглиф, символизирующий льва! Вполне вероятно, что по мере изменения внешнего вида созвездия, менялся и внешний вид, как зодиакального знака, так и древне-египетского иероглифа, которые несколько отличаются от своего оригинала. В этом случае утверждение о том, что «создание знаков зодиака происходило не от вычерчивания фантастических фигур из звёздных точек, а из космологических теорий, сохранявшихся древними жрецами в тайне, раскрываемой в символах» в корне неверно? На примере созвездия Льва прекрасно видно, что древние жрецы просто соединили линиями, входящие в него, яркие звезды, а уже отсюда произошли и дошедший до нас знак зодиакального созвездия Льва и соответствующий древнеегипетский иероглиф.

     Аналогичным образом дела обстоят и с другим зодиакальным знаком — созвездия Козерога (рис 2.16).

Рис. 2.16. Зодиакальный знак созвездия Козерога.

     Вот как располагались звезды этого созвездия в наши дни и тридцать тысяч лет тому назад (рис. 2.17).

217

Рис. 2.17. Созвездие Козерога в наши дни и 30 тысяч лет тому назад.

     Тридцать тысяч лет тому назад жрецам достаточно было соединить отдельные звезды созвездия Козерога, чтобы получить его зодиакальный знак. В наши дни (пять тысяч лет тому назад положения звезд мало чем отличались от современного) такое соединение дало бы совсем иной вид зодиакального знака! Это позволяет предположить, что зодиакальный знак созвездия Козерога, также, как и знак зодиакального созвездия Льва, либо создавался, либо был значительно скорректирован между тридцатью и двадцатью пятью тысячами лет тому назад.

     Очень хочется услышать от современных историков хоть какое-то объяснение по поводу столь странного совпадения внешнего вида самих зодиакальный созвездий 30 тысяч лет тому назад и их современных знаков. Не удивлюсь, если в ответ услышу, что древне-египетские жрецы пять-семь тысяч лет тому назад смотались на машине времени в прошлое специально для того, чтобы срисовать расположение звезд…

     А теперь, уважаемые читатели, попробуйте сами себе честно ответить на вопрос, кто и каким образом умудрился тридцать тысяч лет тому назад, когда люди, по утверждению официальной науки, мало чем отличались от обезьян, соединить звезды таким образом?


<< НАЗАД
ВПЕРЕД >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>