О новогодней елке и древнеегипетских обелисках.

   Уважаемые читатели, Вы никогда не задумывались, почему именно елка стала символом Нового года? Неужели без нее не наступит Новый год?

   Ответ на последний вопрос, вроде бы очевиден – конечно же наступит! Так может это просто традиция? Но откуда она взялась? Желание устроить себе праздник тоскливым зимним вечером? Но чем лучше промозглая ноябрьская или студеная февральская погода? Почему бы не устроить праздник в ноябре или в феврале, а именно в конце декабря и с обязательным наличием елки?

   Попробуем разобраться в этом вопросе.

   Первое на что стоит обратить внимание это то, что Новый год приурочен к тому моменту, когда день начинает увеличиваться. Правда, в разные времена Новый год отмечался и в другие дни, например, 1 сентября, 1 марта  или в день весеннего равноденствия. Последние две даты оставили память в современном календаре, зафиксировав соответствующие номера некоторых месяцев. Например, седьмой месяц сентябрь, восьмой месяц октябрь или десятый месяц декабрь. Надо полагать, что были и другие числовые названия месяцев, но некоторые диктаторы и боги «присвоили» им свои имена, например, январь и июль. Заодно, они украли у последнего месяца года февраля по одному дню, отчего тот ужался до 28 (29) дней. Таким образом, мы, фактически, празднуем Новый год в конце десятого месяца года.

   Эта несуразность, видимо, связана с тем фактом, что в году дробное число дней, а потому, какое бы целое число не было бы принято за длину года, его начало будет смещаться в ту или иную сторону. И заметить подобное смещение бывает подчас весьма и весьма не просто, особенно в при экваториальных странах, типа Древнего Египта. Между тем, знание времени наступления некоторых дат весьма важно для сельского хозяйства, ведь надо уметь определять время, когда надо сеять, чтобы получить хороший урожай. Именно поэтому в Древнем Египте календарь состоял из двенадцати месяцев по 30 дней, а для того, чтобы даты не сдвигались существовала каста жрецов, которые по некоторым астрономическим явлениям определяли начало года, добавляя к 12 месяцам еще один дополнительный, укороченный месяц, число дней в котором время от времени менялось.

   Начало года в Древнем Египте имело важное значение в связи с предстоящими разливами Нила, от которого полностью зависела судьба будущего урожая. Несколько иной была ситуация в северных странах, типа России или Германии. Здесь гораздо важнее было знать время зимнего солнцестояния, после которого день начинал увеличиваться. Эта дата была важна еще и по той причине, что для северных народов зима была крайне тяжелым временем, поскольку тогда не было парового отопления и электрического освещения. А потому время, когда день начинал увеличиваться, был для них самым великим и настоящим праздником, в отличие, от многих других «надуманных» праздников, типа 1 мая или дня св. Валентина.

   Главный вопрос для наших предков заключался в том, чтобы, как можно точнее, определить день этого самого зимнего солнцестояния.

   Погода может резко меняться, поэтому, если случайно принять оттепель за начало весны, то недолго и с голоду помереть, посеяв семена в мерзлую землю.

   И вот тут новогодняя елка играла весьма важную роль, поскольку позволяла это сделать даже без наличия точных астрономических инструментов. Достаточно было периодически измерять в полдень длину тени от высокого дерева и в тот момент, когда она начнет уменьшаться и будет 1 днем Нового года. Естественно, что, чем выше высота дерева, тем точнее можно определить наступление Нового года.

   Кроме указанных выше причин, определение времени зимнего солнцестояния намного проще, чем определение времени летнего солнцестояния (дни весеннего и осеннего равноденствий определить еще сложнее), поскольку длина тени от дерева зимой меняется значительно сильнее, чем летом. Так в районе 50 градуса северной широты высота Солнца в течении года меняется, примерно, от 17 до 63 градусов. И. если длина полуденной тени от 10-метрового дерева летом составляет всего 5,1 метра, то зимой она достигает 32,7 метров. В дни равноденствий она равна 11.9 м. Т.е. в летний период между весенним и осенним равноденствиями длина тени меняется в среднем на 7,5 см в день, а вот зимой между осенним и весенним равноденствиями длина тени меняется в среднем на 23 см в день или в 4 раза быстрее. На самом деле, уловить момент летнего солнцестояния весьма сложно, потому что на протяжении нескольких дней в районе 22 июня длина тени, практически не меняется, а потому велика опасность ошибки. В то же время, 22 декабря скорость изменения длины тени в десятки раз выше, чем в дни летнего солнцестояния за счет гораздо более низкого положения Солнца над горизонтом.

   Еще одним важным вопросом в деле определения Нового года является выбор дерева, дающего четкую тень с хорошо выраженной вершиной. Естественно, что лиственные деревья совершенно не годятся для этого, поскольку с одной стороны, у них нет четко выраженной остроконечной вершины, как у сосны или ели, а с другой, зимой тень от них плохо различима, по причине отсутствия листвы. Поэтому в качестве «измерительного дерева» выбирались высокие вечнозеленые деревья, типа ели или сосны с ярко выраженной остроконечной верхушкой. Не зря было даже придумано специальное украшение для новогодней елки, дающее очень четкую тень ее верхней точки в виде верхушки, например, звезды.

   Практика определения дня зимнего солнцестояния по длине тени применялась не только в северных странах, но и в Древнем Египте. Только в качестве «измерительного прибора» там использовалось не высокое хвойное дерево, а каменные обелиски. Слово обелиск имеет греческое происхождение и означает «маленький вертел».

   В Древнем Египте обелиск обозначался словом «техен», что в переводе значит «солнечный луч». При этом, классический обелиск представляет из себя огромный монолит из красного или розового гранита (реже из базальта), имеющий квадратное основание, которое слегка сужается кверху. Верхушка обелиска представляет собой маленькую пирамиду («пирамидион»). Высота обелиска примерно в десять раз больше ширины его основания.

   Классический обелиск совершенно не напоминает собой солнечный луч, разве что это солнечный луч, исходящий по непонятным причинам из земли. Тем не менее, древнеегипетские обелиски были непосредственно имеет отношение к культу Солнца. Более того, происхождение обелисков обычно связывают со священным для древних египтян камнем «бен-бен» (тот самый «пирамидион» на вершине обелиска). Культ этого камня существовал в Гелиополе с глубокой древности. Позднее он стал символом бога-солнца Атума — Ра — Амона.

   Установка первых обелисков относится ко временам Древнего царства, точнее, ко временам правления фараонов V династии (около двух с половиной тысяч лет тому назад), которые происходили из Гелиополя и устанавливали обелиски в солнечных храмах Абусира (некрополь тогдашней столицы Египта Мемфиса на западном берегу Нила, где сейчас находятся пирамиды фараонов V династии). Остатки одного из таких храмов, построенных фараоном V династии Ниусерром представляют собой открытый двор, обнесенный стеной, в центре которого на огромном постаменте стоял массивный обелиск, который был символическим изображением бога Солнца (Ра). Точнее, изображением бога Ра был не сам обелиски, а всего лишь пирамидион (бен-бен) на его вершине. Культ Ра в этом случае состоял в наблюдении за тенью (ее длиной) отбрасываемой верхней точкой пирамидиона. Перед обелиском располагался большой алтарь для того, чтобы с помощью человеческих жертвоприношений (позднее человеческие жертвоприношения были заменены на жертвоприношения животных) отметить начало Нового года.

   В отличие от классических обелисков этот обелиск был выполнен из известняковых блоков, а потому не отличался особой высотой. Соответственно и точность определения момента наступления Нового года с помощью таких обелисков была не особо высока.

   Не совсем понятен утвердившийся примерно в это же время (V и VI династия) обычай устанавливать перед усыпальницами правителей номов по 2 небольших обелиска. О двух таких обелисках упоминается, например, в «Текстах пирамид» (V и VI династии): «…Я — тот, кто принадлежит двум обелискам Ра, которые находятся на земле, и я принадлежу двум сфинксам Ра, которые находятся на небе». Возможно, один обелиск был каким-то образом связан с Солнцем, а второй с Луной, а, может, имелись в виду какие-то другие небесные объекты. Известно, лишь, что это было каким-то образом связано с культом мертвых. Аналогично, по 2 небольших обелиска высотой до трех с половиной метров устанавливались в Фивах перед небольшими пирамидами при фараонах  XVII династии (начало XVI в. до н.э.).

   Установка первых двух классических обелисков была произведена фараоном XII, (фиванской династии) Сесострисом (Сенусертом) I, правившего, согласно официальной хронологии, в первой половине XX в. до н.э. Он установил их по случаю празднования юбилея своего 30-летнего правления («хеб-сед»), после того, как восстановил древний храм в Гелиополе, о чем сделал запись на обелиске. В наши дни от храма не осталось и следа, один обелиск высотой 20,3 м стоит на месте, а второй упал в XIII в. н.э. и с тех пор лежит на земле.

   В период Нового царства, фараоны XVIII и XIX династий (XVI–XIII вв. до н.э.) воздвигли огромное количество классических обелисков — огромных стройных монолитов, весом в сотни тонн, из розового или красного, тщательно отполированного гранита (или базальта), с пирамидионом наверху, который они, подобно древним атлантам, покрывали позолоченной бронзой (или другими металлами). Обычно, фараоны наносили на обелиск иероглифические надписи со своим именем и праздничными текстами по случаю хеб-седа, которые отмечался на 30-й и каждые последующие три года правления фараона. Обелиски они устанавливали всегда по два перед пилонами храмов, посвященных Солнцу (Атуму-Ра-Амону). Единственным исключением был одиночный обелиск Тутмоса III, который был установлен уже после смерти фараона его внуком Тутмосом IV. Надпись на обелиске гласит: «Он первый устанавливает Амону — Ра только один обелиск, в Фивах».

   Этот обелиск, который имел высоту 32 м и весил 460 тони, был вывезен из Фив Константином и довезен до Александрии. Впоследствии, в 357 г. н. э обелиск был перевезен Констанцием II в Рим. и установлен в Большом цирке. Этот факт в значительной степени опровергает достаточно нелепое утверждения многих альтернативщиков о том, что без применения высоких технологий Древние не могли перемещать мегалиты весом в сотни тонн. Пример с Латеранским обелиском (он был так назван потому что, в конце концов этот обелиск оказался установленным на Латеранской площади в Риме), который, не смотря на то, что он весил 460 тонн, был перенесен на тысячи километров без применений каких-либо высоких технологий, говорит, как раз об обратном – перемещение подобных мегалитов вполне по силам «недоразвитым» цивилизациям. И уж, тем более, привлечение для этих целей всяких там пришельцев, иначе, как откровенной глупостью и назвать-то нельзя.

   Вот тут возникает вопрос – а действительно ли столь массивные обелиски были изготовлены и установлены теми, кто оставил на них свои автографы? Например, считается, что дочь Тутмоса I Хатшепсут установила в «зале Инени» одного из храмов в Фивах два самых больших, после Латеранского, обелиска высотой порядка 30 м. Для этого ей, якобы, пришлось даже разобрать часть стены и потолка храма.

    Странный поступок, не правда ли? Если кто-то желает изготовить обелиск, то он, прежде всего, согласовывает его размеры с помещением, в котором он предполагает его установить, а не делает сначала некий циклопический мегалит, а потом, для его установки, разбирает стены и потолок храма! А вот в том случае, если Хатшепсут нашла древний мегалитический обелиск и решила водрузить его в своем храме, тогда ее поступок приобретает некую логику. Ну а нанести на обелиск соответствующие надписи, увековечивающие имя Хатшепсут не представляло особого труда.

   Из всего вышесказанного получается, что в период Нового царства обелиски имеют уже совсем иное значение и смысл, чем обелиски солнечных храмов, которые использовались, как измерительный инструмент для определения дня зимнего солнцестояния. Когда же первоначальное предназначение обелисков было забыто, их стали использовать в качестве архитектурных украшений при храмах, пирамидах или некрополях. Для этого их перевозили на новое место, причем, не только на территории Египта.

   Впервые обелиск, как добычу, из Фив вывез ассирийский царь Ашурбанипал после завоевания им Египта в VII в. до н.э. Его примеру последовали римские цезари, начиная с Августа, которые вывезли в Рим и другие города Италии множество обелисков. Впоследствии некоторые обелиски из Рима были перевезены в Константинополь.

   Все это лишний раз свидетельствует в пользу нашего предположения, что еще в Древнем Египте обелиски не раз перевозились с места своей первоначальной установки, а их изначальное предназначение состояло в точном определении времени зимнего солнцестояния.

   На шумерах история грабежа Египта не закончилась и обелиски вывозились французскими, английскими и американскими колонизаторами из Египта в Париж, в Лондон и в Нью-Йорк. При этом никто из этих археологических шакалов не собирается возвращать эти художественные и исторические ценности обратно в Египет. И это при том, что они еще имеют совесть предъявлять к России требования о возвращении неких «культурных» ценностей, включая трофеи, вывезенные в качестве контрибуции, за потери понесенные советским народом в ходе 2 мировой войны. Интересно было бы спросить у этих ненасытных грабителей других стран – а за какие провинности англичане или французы взяли контрибуцию с Египта, когда вывезли из него огромное число материальных, художественных и исторических ценностей? Не пора ли, господа археологические воры из США, Великобритании и Франции вернуть народу Египта то, что вы у него похитили в свое время? Ведь после столь масштабного ограблений цивилизаторами и демократами из Западной Европы народа Египта, в самом Египте осталось всего -то 5 обелисков!

Один комментарий: О новогодней елке и древнеегипетских обелисках.

  1. admin говорит:

    Неожиданная мысль про ёлки, очень интересно.
    А про обелиски информация интересная и поучительная.
    Спасибо

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>