Глава 1. Крайний запад Ойкумены.

 

© Фисунов Владимир Александрович. 2013.

   Страбон (63 г до н.э. — 24 г. н.э.) жил почти на четыреста лет позже Платона (427-347 гг. до н.э.) и на шестьсот лет позже Солона (примерно 640-560 гг. до н.э.), рассказ которого, якобы, лег в основу диалога «Тимей», включавшего в себя лишь очень краткие сведения об Атлантиде. Позднее сведения Солона были значительно дополнены самим Платоном, который вместе с древнегреческим математиком, механиком и астрономом Евдоксом (408355 гг. до н. э.), специально для этого, побывали в Египте. По утверждению Страбона, Платон провел там, около 13 лет, неоднократно беседуя с египетскими жрецами и, буквально по крупицам, собирая мельчайшие детали истории легендарного острова. Тем самым, он смог лично убедиться в правдивости рассказа Солона об Атлантиде, и при этом узнал много новых подробностей, которых не было в рассказе Солона. Этим объясняется то, что в диалоге «Критий» приводится гораздо более подробное описание Атлантиды, чем в диалоге «Тимей». На этот факт, почему-то, никто из исследователей не обращает никакого внимания, хотя он весьма важен для решения проблемы Атлантиды.

   Не смотря на то, что некоторые географические представления древних греков ко временам Страбона успели слегка поменяться с тех пор, как Платон написал свои диалоги, но все же эти изменения были не столь значительными, как различия между современными географическими представлениями и воззрениями Платона, Солона и египетских жрецов, поведавших им об Атлантиде.

   В своих книгах, Страбон часто ссылается на, жившего задолго до Солона, легендарного и полумифического поэта древности, Гомера, а, соответственно, на современные Гомеру представления о географии древнего мира,  подчеркивая, при этом, целый ряд его, весьма интересных, высказываний.

   Впрочем, лучше предоставим слово самому Страбону (книга 1):

   3. Прежде всего, Гомер объявил, что обитаемый мир со всех сторон омывается Океаном, как это и есть в действительности…

   7. Ведь этими словами он хочет сказать, что Океан соприкасается со всеми пределами земли; и эти пределы кругом. В песне об «Изготовлении доспехов» Ахиллеса у Гомера изображен Океан, окаймляющий внешний край щита Ахиллеса.

   Это основная концепция географических представлений древних греков, согласно которой, имеется Ойкумена – населенная человеком часть Земли, включающая в себя Европу, Северную Африку, Переднюю и Малую Азию, а, также, Индию, которая со всех сторон омывается единым, обтекающим вокруг нее, океаном.

   Нас интересует далеко не вся Ойкумена, а только та ее часть, где должна была располагаться Атлантида, т.е., в основном, география ее западной части. Вот что о ней пишет Страбон:

   4. Что касается народов запада, то Гомер ясно указывает на их процветание и на то, что они жили в умеренном климате. (Он слышал без сомнения о богатстве Иберии, из-за чего и Геракл пошел на нее войной, и после него финикийцы, которые в древнейшие времена овладели большей частью страны; позднее ее захватили римляне). Ибо на западе веют зефиры;  здесь Гомер помещает Элисийскую равнину.

   Представление Страбона о взглядах Гомера, отражает составленная им карта обитаемого мира.

21

Карта Страбона (основывается на более ранней карте Эрастофена), отражающая современные ему представления об обитаемом мире, в которых нет места для легендарной Атлантиды.

   Его карта основывается на более ранней карте Эратосфена Киренского (275—194 гг. до н.э.), древнегреческого ученого, заложившего основы математической географии и впервые измерившего длину дуги меридиана. Из  его многочисленных трудов по математике, географии, астрономии, филологии, философии и музыке до нас дошли лишь отдельные отрывки.

 22

 Карта Эрастофена (Eratosthenes of Cyrene 275—194 гг. до н.э.).

   Никаких островов, хотя бы смутно напоминающих Атлантиду или то, что от нее осталось, нет ни на карте Страбона, ни на карте Эратосфена. Гомер, если верить Страбону, тоже ничего не слышал ни о каком острове в Атлантическом океане, а уж, тем более, о «противолежащем континенте», на который можно было бы легко перебраться. Самой западной оконечностью обитаемого мира была для него Иберия, т.е. Пиренейский полуостров. Куда, судя по всему, Гомер и помещает Елисейские поля (поля Улисса-Одиссея?):

Ты за пределы земли, на поля Елисейские будешь
Послан богами — туда, где живет Радамант златовласый,
Где пробегают светло беспечальные дни человека,
Где ни метелей, ни ливней, ни хладов   зимы не бывает,
Где сладкошумно летающий веет Зефир   Океаном.
(Од. IV, 565)

   В этом отрывке Гомер очень точно описывает современную Испанию, где, действительно, нет «ни метелей, ни ливней, ни хладов зимы», а теплый и влажный западный ветер (Зефир) создает на ее территории исключительно благоприятный климат. Французы, в свое время, приватизировавшие название «Елисейские поля», должны, если у них осталось хоть какое-то представление о порядочности и чувстве собственного достоинства, либо отказаться от употребления этого выражения по отношению к одной из главных магистралей Парижа, либо ежегодно выплачивать Испании весьма крупную сумму за нелицензионное использование «торговой марки» под названием «Елисейские поля».

   Рядом с Пиренейским полуостровом Страбон помещает острова Блаженных:

   5. Также и Острова Блаженных лежат к западу у самой западной части Маврусии, у той ее части, где граница Маврусии соприкасается с границей Иберии. И само название их показывает, что эти острова считались блаженными вследствие близости к таким странам.

   Маврусия это страна мавров, от греческого «mauros» – «темный». Так во времена Страбона греки называли коренное население Мавритании — арабов и берберов. Римляне и туземцы называли их маврами. В Средние века под маврами подразумевалось мусульманское население Пиренейского полуострова и западной части Северной Африки. Исходя из этого, острова Блаженных, расположенные «к западу у самой западной части Маврусии», это, судя по всему, Канарские острова.

   Отметим только одну небольшую странность. Согласно описанию Страбона, острова Блаженных располагаются рядом с границей Иберии и Маврусии. Если бы это, действительно, было так, то данная граница должна была проходить рядом с Канарскими островами, т.е. где-то в районе Атласских гор, а совсем не там, где она находится сейчас — по Гибралтарскому проливу. Либо часть северной Африки относилась к Иберии, либо под островами Блаженных имелись в виду не Канарские, а какие-то другие острова, расположенные несколько севернее Канарских, например, острова Мадейра. Но и те, и другие острова очень плохо удовлетворяют следующему утверждению Страбона:

   Острова Блаженных, которые, как мы знаем, еще и теперь указывают не очень далеко от оконечностей Маврусии, против Гадир.

   Во времена Страбона под Гадирами подразумевался древний город на юго-западе Испании. Сейчас на его месте расположен современный город Кадис. Название «Кадис» традиционно производят от «Гадир» в соответствии со следующей метаморфозой «Гадир» — «Гадис» — «Кадис». Но фраза Страбона заставляет сильно засомневаться в том, что, в данном конкретном случае, речь идет именно о городе Кадис. В словах Страбона сквозит явная неуверенность – он знает о расположении островов Блаженных только с чужих слов – где-то, напротив Гадир, недалеко от оконечности Маврусии. Обратите внимание – не от оконечности Иберии, где расположен город Кадис, а, почему-то, от оконечности Маврусии. Такое ощущение, что Гадиры находились не на Пиренейском полуострове, а на побережье Африки.

   И вот что интересно! На побережье Африки, как раз в том самом месте, где Атласские горы упираются в Атлантический океан, есть город с названием Агадир! Тут даже буквы менять не надо! А прямо против него расположились Канарские острова. Так может, в древности было два города с одинаковым названием Гадир? Один на побережье Иберии, а второй на побережье Маврусии. Я понимаю, что данная версия кажется слегка надуманной, тем не менее, у нас еще будет случай убедиться в ее логичности.

   Со Страбоном не согласен древнегреческий историк Диодор Сицилийский (90-21 гг. до н.э.), написавший сорокатомный труд «Историческая библиотека». Он утверждал, что острова Блаженных это Южные Спорады. Якобы, Макарей отправил своих сыновей на острова Хиос, Самос, Кос и Родос, из-за того, что материк, после одной из катастроф, был малопригоден для жизни. По свидетельству Диодора:

   Острова же, где дули ветры, приносящие воздух здоровый для их обитателей, а кроме того не было недостатка в урожаях, достигали большего благополучия, так что вскоре обитатели их стали чувствовать себя блаженными. Поэтому их и назвали Островами Блаженных.

   Разбираться в разногласиях Страбона и Диодора по вопросу о том, какие острова, на самом деле, были островами Блаженных, мы не будем, поскольку для нас этот вопрос, вообще, не принципиален, важно лишь свидетельство Страбона о наличии неких островов к западу от Гибралтарского пролива.

   Складывается довольно парадоксальная ситуация – во времена Гомера самой западной границей обитаемого мира были Иберия (Пиренейский полуостров), Маврусия (западная часть Северной Африки) и острова Блаженных (Канарские острова или острова Мадейра, а, возможно, те и другие сразу). Никакими конкретными сведениями, о каком-либо крупном острове, а уж, тем более, о целом континенте за Геракловыми Столпами, древние греки, во времена Гомера, не располагали.

   Было, правда, несколько слушков, типа этого:

   слухи о путешествиях финикийцев (которые немного спустя после Троянской войны объехали страны за Геракловыми Столпами и основали там города.

   Т.е. за Геракловыми Столпами, сразу же после Троянской войны, все же, существовали «страны», в которых побывали финикийцами!

   Или вот этого:

   Он (Эратосфен) верит множеству фантастических рассказов о странах за Геракловыми Столпами, упоминая остров по имени Керну и другие страны, которые теперь нигде нельзя обнаружить.

   Так может, потому его и нельзя было обнаружить во времена Страбона, что остров Керну уже не существовал? Ведь, согласно рассказу Платона, остров Атлантида был разрушен в результате ужасной катастрофы.

   Но, даже, если остров Атлантида и был полностью разрушен, то о разрушении противолежащего материка ни полностью, ни частично у Платона не сказано ни слова. А ведь по его словам этот материк располагался, чуть ли не в шаговой доступности от острова Атлантида:

   с него (острова Атлантида) тогдашним путешественникам легко было перебраться на другие острова, а с островов — на весь противолежащий материк

   Между тем, если верить Страбону, материк, на который можно было бы легко перебраться, напрочь, отсутствует в представлениях Древних греков:

   8… Невероятно, чтобы Атлантический океан был разделен на два моря, отделенных настолько узкими перешейками, что они мешают круговому плаванию; но более вероятно, что это — открытое море, от слияния образующее одно целое. Ибо те, кто предпринял кругосветное плавание и затем возвратился назад, не достигнув цели, говорят, что они вернулись не потому, что наткнулись на какой-то материк, который помешал их дальнейшему плаванию, так как море оставалось открытым, но вследствие недостатка съестных припасов и пустынности мест.

   Получается, что во времена Страбона, на противолежащий материк не то, чтобы легко можно было добраться, на него, вообще, не могли попасть! Можно, конечно же, предположить что, описанные Платоном события происходили не за девять тысяч лет до него, а, скажем, за полторы сотни миллионов лет, когда Североамериканский континент еще только-только откололся от Африканской и Европейской тектонических плит и не успел далеко отдрейфовать на запад, а потому находился совсем рядом с побережьем Европы и Африки. Но подобная версия представляется достаточно абсурдной – вряд ли, столь подробное описание могло сохраниться, даже у египетских жрецов, на протяжении сотен миллионов лет, а, главное, неоткуда было взяться людям, понимавшим то, что могло быть написано столь древними письменами.

   Таким образом, географические представления Страбона полностью опровергают саму возможность существования даже во времена Гомера к западу от Геракловых Столпов, не только самого легендарного острова, но и его остатков, а также таинственного противолежащего континента на разумном от них расстоянии, предполагающем возможность «легко перебраться» на него.


<< НАЗАД
ВПЕРЕД >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>